Айн Рэнд. Атлант расправил плечи. Книга о сильных, талантливых, целеустремленных людях, которые знают почти с рождения свое место в жизни. Это на них держится мир. Довольно большое произведение. Читать трудно, но очень интересно. В книге много философских размышлений о смысле жизни. Жизнь человеку дается один раз, поэтому нужно умело ей распорядиться, нужно бережно к ней относиться. Главные герои повествования знают с детства, для чего они живут, каков их смысл жизни. Еще ребенком Дагни Таггерт была уверена, что ее железная дорога должна быть лучшей в мире, что должна служить людям, поэтому Дагни все силы, весь свой талант направила на улучшение качества рельсов, строительство новых веток дороги, на поиск новых скоростных паровозов. А Хэнк Риарден создал уникальный металл, сверхпрочный, удобный в производстве. Автор говорит нам, что каждый человек - сам кузнец своего счастья. Как он захочет, так и построит свою жизнь. Проблемы есть у всех людей, только надо научиться их самим решать, а не перекладывать на плечи родственников, знакомых, правительство и тому подобное. Человек отличается от животных разумом. Каждый поступок он совершает обдуманно. Стремление к осуществлению своих желаний - естественная потребность человека. Ничего не падает в руки просто так. Деньги нужно заработать честным путем, без них невозможно исполнить ни одно желание, ведь, от денег многое зависит в мире. Человек должен уметь защитить себя, чтобы кто-то другой не манипулировал тобой. К успешному человеку обязательно будут «присасываться» всякие трутни, чтобы питаться плодами труженика. В романе много таких, в частности, брат Дагни, семья Хенка и другие. В книге рассказывается о борьбе за индустриализацию страны. Капитализм противопоставлен социализму. В произведении есть чему поучиться, есть над чем подумать. Может, не все примет ваш разум, но понятия о добре и зле, о чести, совести, любви не оставят вас равнодушными, заставят вас поспорить с автором или согласиться. Безусловно, что «Атлант расправил плечи» - не легкое чтиво, а произведение для думающих людей. Калинина С. |
Это история одной компании творческих людей, решивших перед съемками фильма отдохнуть в горном отеле. Это не просто компания, вроде как, друзья, причем, дружат длительный период. Они приехали кататься на лыжах, дышать свежим воздухом, общаться. Но все пошло не так, как планировалось. Погода испортилась, друзья оказались без электричества, оторванные от внешнего мира, ведь, даже позвонить нельзя. Вдруг одна из них оказывается убитой. Посторонних лиц нет, кто совершил это убийство? Каждый пытается обвинить друг друга. Здесь начинается самое интересное: перед нами раскрывается каждый из 8 оставшихся в живых. И ты начинаешь понимать: повод убить Соню был у каждого, и все меньше и меньше сочувствуешь погибшей девушке, потому что видишь: насколько она была бесчеловечна и неискренна. Герои произведения – люди с изломанными судьбами. У всех в жизни что-то не так, как им бы хотелось. Талантливый Вадик – алкоголик, Таня – одинока, не верит в себя, Егор стремится жить по правилам, но это у него не получается, он старается подстроиться подо всех. Ваня, оплативший эту поездку, - своеобразный барин своего времени. Он сам добился успеха – это положительно, но по отношению к остальным ведет себя не корректно. Почти до конца книги не можешь понять: кто же убил. Пусть Соня плохая, подлая и жестокая – это не повод для убийства. Никто не дает человеку права - лишать другого жизни. С недостатками нужно бороться другим путем, тем более их хватает у каждого из героев. Роман, безусловно, спорный. Читается легко и быстро. Советую прочитать. С. Калинина. |
Григорий Служитель «Дни Савелия» Очень люблю кошек. Эта книга про кота, путь которого прослеживается с рождения до его смерти. Кот с мыслями и чувствами человека. В произведении поднимаются высоконравственные проблемы: дружба, любовь, жестокость и зло. За свою короткую жизнь коту Савелию пришлось встретить разных людей. На своей шкуре испытал он, что такое жестокость, безнравственность и зло. Это человек сделал его искалеченным и больным. Но есть в мире добро, которое превыше всего. Люди, спасшие Савелия от смерти, подарившие ему вторую жизнь, оказались порядочными и душевными. А какая в книге любовь! Ради такой любви стоит жить, вытерпеть все тяготы судьбы. Наверное, такие чувства посылаются Богом, не каждому они доступны. Любовь присуща всем живым существам. А еще в произведении тема одиночества и свободы выдвигается на первый план. Таков уж Савелий, он не променяет свободу ни на теплый и сытный кров, ни на что-то другое. Боль утраты пронизывает конец романа. Мы переживаем вместе с котом, надеемся, что время залечит раны, но, видимо, настолько сильна любовь и настолько тяжело одиночество и потеря близкого друга, что не смог пережить это Савелий. Очень интересно он рассуждает о Москве: как быстро меняется ее облик, столица на глазах перестраивается, растет, преображается. Хорош и язык произведения. Книга читается легко, написана живым русским, красивым и образным языком. Герой романа притягивает своей наблюдательностью, добротой, чувством справедливости. Читая произведение, и плачешь, и смеешься. Советую прочитать. Калинина С. |
Снова Ольга Славникова. «Один в зеркале» - это не первое знакомство с ее книгами, но совершенно не похожее на другие произведения, не считая языка, которым оно написано. Читается тяжело, но интересно. Необычные герои: он ученый-математик, пишущий научную работу, но так и не закончил свой труд; она – студентка, совершенно безграмотная и бездарная. Антонов (герой без имени) любит свою Вику, считает, что счастлив в браке, хотя прекрасно знает, что Вика не любит его. Ее в жизни интересуют только деньги, ради которых Вика продает себя. Антонов старше Вики на 15 лет, он почти ровесник тещи. Но, ведь, проблема не в возрасте, а в разном взгляде на духовные ценности. Герои живут и действуют во время перестройки, которая накладывает отпечаток на их характеры. Мать и дочь, каждая по-своему, несчастны и примитивны. Но, в отступлении, Славникова прямым текстом говорит о том, что это роман не о реальных людях, а о том, как создать героев. Как из серенького, ничего не значащего прототипа вырастает герой, стоит только подкорректировать его качества, то есть появится персонаж, который интереснее оригинала. Это роман о писательстве. По крупицам, по мелочам собирая материал, автор создает другой образ, а не реальное лицо, – это и есть талан писателя. Язык произведения – сочный, насыщенный метафорами и эпитетами, витиеватый. Здесь вся выразительность, образность и красота русского языка. Я думаю, что массовому читателю роман не понравится. Кто уже знаком с произведениями Ольги Славниковой, советую прочитать. Калинина С. |
Харуки Мураками 1Q84 И детектив и фантастика. А ещё другая жизнь, далекая нам, со своими ценностями, своим менталитетом. На фоне всего – два персонажа, два главных героя – одиноких и чуждых тому миру, в котором они живут. Оба не простые люди, каждый по-своему талантлив. Их тянет друг к другу с детства, но встретиться придется лишь спустя 20 лет. Аомаме не находит понимания, ласки в своей семье, которая принадлежит к какой-то секте. Несмотря на то, что Аомаме всего 10 лет, она находит силы уйти из семьи, потому что не разделяет их взглядов. Свою жизнь она строит сама. То, что героиня является наемным убийцей, почему-то не вызывает отвращения к ней. Может то, что она вынуждена ликвидировать людей, которые являются опасными для общества, не делает ее каким-то монстром. У меня она вызывает симпатию, хотя некоторые ее поступки кажутся мне странными и неприемлемыми. Тенго тоже не находит в своей семье понимание. Отношения с отцом враждебные, и герой вынужден сам устраивать свою жизнь. Он талантливый математик, хороший спортсмен, и много мог бы добиться в жизни, но нет такой цели. Работает учителем математики, пишет какой-то роман, и его это устраивает. Лишь в конце повествования мы видим, что Тенго понимает, что отец его по-своему любил и гордился им, хотя никогда даже намеком не говорил. Тенго и Аомаме постоянно думают друг о друге с того самого момента, когда в классе Аомаме пожала ему руку. Им тогда было все по 10 лет. У Тенго, как и у Аомаме нет близких друзей, надежных, которым можно доверять, как себе. Они по очереди живут в реальном и фантастичном мире, где на небе две луны, влияющие на здоровье людей. В трехтомнике много ещё неординарных персонажей – положительных и отрицательных, каждый из которых, не смотря на свою роль, вызывает уважение. Вот один из них – Усикава. Его внешность сразу настраивает нас на неприятие героя. У него все было для счастья: семья, дом, безбедное существование, но страх потерять все это привел как раз к потере. Он, ведь, тоже не бездарен, хороший в прошлом адвокат, а в настоящем не плохой шпион. Мне его жалко, как-то никчемно прошла его жизнь. А восприимчивая и ранимая Фукаэри – особая девушка. Не каждый сможет понять ее, принять такой, какая есть. Она тоже по-своему одарена: все схватывает на лету, обладает каким-то внутренним чутьем, любит учиться. LittlePeople – «маленькие человечки, выходящие изо рта мертвой козы», плетущие из воздушных нитей кокон. Никто ничего о них не знает, но они влияют на мир. Трагичный образ Лидера секты. Странный какой-то Лидер, насилующий 10-летних девочек. Сама секта ассоциируется с бандитской организацией: убивают, жгут, пытают, насилуют. Разве учит Бог этому? Герои, встретившись, возвращаются в реальный мир. Что будет с ними, как сложится их жизнь – думайте сами, гадайте сами. К этому привел нас автор. А что будет с девочкой Фукаэри? Кто будет новым Лидером секты? И ещё много других открытых вопросов. Пересказать все три книги невозможно. Надо читать. Хочется закончить цитатой из произведения: «Нельзя вернуть жизнь, как негодный товар в магазин, и обменять на что-нибудь получше. Кривое, нелепое, странное — но что получил, то и влачи всю дорогу, носитель…» Калинина. С. |
Недавно попала в руки мне книга А. Иванова «Ёбург». Словно на машине времени я отправилась в путешествие по Свердловску 80-х – 2000-х годов. О ком только не расскажут небольшие очерки писателя. Многие из героев этих очерков – мои ровесники или чуть старше, или чуть младше. Перед нами судьбы самых разных талантливых людей: художников, музыкантов, драматургов, поэтов, политиков, предпринимателей, бандитов – все живут и действуют под крышей одного большого города. Вот он – Борис Ельцин – «уралец по генетике, по мировоззрению». Он любил свой город, ведь, из 76 лет жизни, 54 провел на Урале. А писатель Владислав Крапивин – один из лучших детских писателей Советского Союза – со своим клубом «Каравеллой». Он собрал под своей крышей самых разных ребят, заразил их морской романтикой. Они строили яхты, выполняли все отрядные правила, и среди них не было преступников, наркоманов и прочих нарушителей закона. Попасть в «Каравеллу» мечтал любой советский школьник. Здесь «существовал настоящий и правильный мир: старшие не отнимали у младших мелочь, сильные не лупили слабых, взрослые не орали, а были умные и добрые, и хотелось их слушаться. Здесь не презирали тех, кто любит читать и не умеет курить». Оказывается, Свердловск был вторым после Ленинграда центром рок-н-ролла. Интересные судьбы его лидеров: Александра Пантыкина, Вячеслава Бутусова, групп «Чайф», «Агата Кристи» и других, рожденных в Свердловске. Вообще, Свердловск – город мятежников, борцов беспрестанно за какие-либо идеи или права. Перед нами проходят различные забастовки, митинги, разборки афганцев, бандитских группировок Уралмаша, их лидеров: Овчинникова, Трифонова и других. А сколько талантов родил и вырастил город: Николай Коляда. Его пьесы «ироничны, как Ходжа, и трагичны, как Пьеро: зритель смеется, смеется – и вдруг заплачет». О том, что Свердловск готовился стать столицей Уральской республики – интересная история, какая-то немного фантастичная. Через все книгу проходит образ губернатора Эдуарда Росселя. Удивительный человек – умный, практичный, хитрый. Он «был политиком американского типа: деятельным, драйвовым, харизматичным. Ему нравилось говорить с разными людьми и узнавать, кто чем живет, вмешиваться, разруливать, принимать решения, влиять на судьбы, творить новую реальность. Он мог выпить водки, поругаться, наградить, спеть. Он умел лавировать и уклоняться, идти напролом и крушить. Он был за конкуренцию и сам умел бороться, он был за свободу слова и сам умел хорошо говорить». Нельзя пройти мимо таких имен как Константин Цыганов и Александр Хабаров – лидеров организованного преступного сообщества «Уралмаш» (Общественно-политический союз «Уралмаш). Хабаров был прирожденным педагогом, администратором и политиком, окончившим пединститут. Читаешь произведение и не перестаешь удивляться и открывать все новые имена: писательница Ольга Славникова, общественный деятель, борец против наркотиков Евгений Ройзман, потрясающий тренер «Уралочки» Николай Карполь, бард Александр Новиков, мэр Аркадий Чернецкий, журналисты Инокентий Шеремет и Влад Некрасов и много-много других. Мы видим их борьбу за свои дела и идеи, их взлеты и падения. А сколько событий больших и малых произошло в городе благодаря этим людям: подготовка к саммиту, строительство торгово-развлекательного центра «Гринвич», строительство самого высокого здания в городе небоскреба «Высоцкий». «Да,небоскреб – не лучший тип городского здания, но он всегда символ амбиций города, а в России - еще и вызов Москве, которая в этой стране городом считает лишь себя одну». Не смотря на трудные 90-е годы город, рос, творил, «в «лихие девяностые» в любых свистоплясках Ёбург не терял ни амбиций, ни идеализма. А потому в те непростые годы Ёбург дал собственные ответы на все обжигающие вопросы эпохи. Это самое главное: он дал все ответы на все вопросы. Неважно, верными или неверными были эти ответы. Важно, что Ёбург не прятался от истории и не позволял никому отвечать за себя. И удивительно, что решения Ёбурга часто оказывались более остроумными или более адекватными, чем решения Москвы или решения российской провинции». Советую прочитать, так рассказать обо всем невозможно, ведь, каждая страница книги – это чья-то судьба, чей-то вклад в развитие и рост нового города – Екатеринбурга. С. А. Калинина. |
Еще одна книга Ольги Славниковой «Легкая голова» привлекает к себе внимание. Нельзя сказать, что книга читается легко, но о многом предстоит задуматься, например: о смысле жизни, о месте человека на Земле, о том, что каждый сам имеет право распоряжаться своей жизнью. Главный герой – Максим Т. Ермаков – добился успехов в жизни, все, вроде идет, как надо. Он неплохо зарабатывает, у него есть планы на будущее. Но вдруг - как снег на голову – приходят какие-то люди из спец. структур и предлагают застрелиться в голову. Именно в голову, так как это спасет мир от катастроф и террористических актов. Это он должен сделать сам и добровольно. Но такой поворот не входит в планы Максима Т. Ермакова. С этого дня начинается у него не жизнь, а какой-то кошмар. Постоянная слежка со стороны специалистов из Отдела причинно-следственных связей, преследование пикетчиками, которые выстроились возле дома, где он живет. На работе тоже начались неприятности. Ему предлагают уволиться, а секретарша начальника прямо предлагает застрелиться, чтобы спасти ее умирающего ребенка. В магазинах героя перестают обслуживать. Максим Т. Ермаков не может понять: почему именно у него оказалась такая «легкая голова», влияющая на гравитационное поле земли. Он любит себя, ему нет дела до каких-то катастроф или терактов. Он молод и хочет жить. С самого начала книги постоянно находишься в напряжении: что же будет дальше. Вроде бы все начинает налаживаться. Максим женится, в их семье должен родиться ребенок, но опять катастрофа – взрыв в метро. Погибает его беременная жена. Смысл жизни потерян. И снова Максим перед выбором: застрелиться только потому, что без любимой женщины нет смысла жить или застрелиться, чтобы спасти человечество от катастроф. Читать книгу доставляет удовольствие богатый метафорами и сравнениями образный язык. Советую прочитать. С. Калинина. |
Мне нравятся книги Дины Рубиной, которая не просто рассказывает о судьбах героев, а мастерски вырисовывает их образы, тонко вычерчивает индивидуальность каждого характера. Герои ее произведений, в большинстве своем, люди талантливые и необычные, как в трилогии «Русская канарейка». Читая все три книги, наслаждаешься языком и удивляешься: насколько красив и выразителен русский язык. «Когда они оставались вдвоем, Иммануэль переходил на русский. Великая штука – родной язык, говорил он, черт бы его побрал! Родной язык… Его хочется держать во рту и посасывать слоги как дегустатор слагает подробности аромата винного букета, лаская его послевкусие. Хочется ворочать камешки согласных между щек, а гласные глотать по капле, и чтобы смысл иных слов уходил глубоко в землю, как весенние ливни в горах». Первая книга «Желтухин» посвящена двум совершенно разным семьям, живущим в разных уголках земного шара: необычному музыкальному семейству Этингеров, обитающему в Одессе, и скромной казахской семье, проживающей недалеко от города Алма-Ата, занимающейся из поколения в поколение разведением канареек. Это сага о больших и талантливых семьях. Главная героиня большого дома Этингеров – Эстер, Эська, которой предстоит прожить долгую жизнь, полную тяжелых испытаний, ведь на ее долю выпала самая страшная война в истории человечества. Всю себя отдаст она музыке. Первая книга как бы готовит нас к встрече с героем, которому посвящены две остальные книги – последнему представителю дома Этингеров – Леону, обладателю исключительного голоса – контратенора. Судьба сведет его с глухой девушкой Айей - представительницей азиатской семьи, занимающейся разведением канареек. Глава «Зверолов» - предыстория появления Айи, не менее талантливой, только в другом виде искусства – фотографии. Главная тема всей трилогии – это любовь исключительных людей, каких в мире немного. Книги охватывают большой промежуток времени, в течение которого перед нами проходят разные судьбы людей, каждый персонаж запоминается своей неординарностью и гениальностью. Вспомним хотя бы портниху Полину Эрнестовну, которая не знала никаких выкроек, а творила шедевры портновского искусства, или кухарку Стешу, безо всяких кулинарных книг умеющую готовить такие вкусности, что язык проглотишь. Две параллельные линии двух разных семей переплетаются друг с другом в конце книги. А еще – политика и талант не совместимы. Может быть, по-другому сложилась бы и музыкальная карьера и жизнь Леона Этингера, если бы не был он тайным спецагентом. В памяти остаются города, страны, куда обстоятельства занесли героев. Как мастерски рисует нам их автор трилогии, создается впечатление, что ты там тоже был и все видел своими глазами. А картины природы? Где ты еще такое увидишь: «От снега, что выпал на рассвете, к десятому часу уже раскис, пахло фиалками; холодный ветер с моря перебирал звенящие струны голых деревьев, попутно сгоняя с крыш тяжелые квадриги радужных голубей и посылая вслед им гроздья алмазных брызг; лошади волокли под пролетками гремучий цокот копыт по мостовой, и все звуки города ссыпались на бульвар, точно орехи на медный поддон». А отношения героев между собой – человеческие отношения: умение не просто понять, но и простить, и принять таким, какой есть, и полюбить, и ценить и уважать, ведь, каждого человека есть за что. Книги «Голос» и «Блудный сын» читаются на одном дыхании. Они представляют собой приключенческий роман. Постоянно находишься в напряжении: что же дальше-то будет. Почему-то веришь: любовь спасет. Так и есть – а жизнь продолжается, и таланту не суждено погибнуть. Советую прочитать, ведь все невозможно рассказать. С. А. Калинина. |
Ольга Славникова «Прыжок в длину» «Прыжок в длину» - книга на редкость сложная и интересная. Она заставляет задуматься над смыслом жизни. Ради чего мы живем? Могут ли быть поступки, которые мы совершаем, правильными или неправильными? Иногда мы даже не задумываемся над тем, что будет потом, бросаясь кого-то спасать. Молодой спортсмен, безусловно, талантливый, будущий рекордсмен. Вдруг случай перевернул всю его жизнь. Спасая жизнь ребенку, он совершил рекордный прыжок, который уже нигде не зачтется, а сам стал инвалидом, оставшись без обеих ног. На протяжении всей книги стоит вопрос, а надо ли это было делать? Так получилось, что Олегу Ведерникову невольно пришлось воспитывать спасенного Женечку. Благо бы, вырос из этого Женечки человек, а то, ведь, «негодяйчик»: то ли гены подкачали, то ли воспитание. Ради такого Женечки навсегда лишить себя будущего. Конечно, жизнь главного героя после этого прыжка сильно изменилась, но нельзя сказать, что он несчастный, нуждающийся инвалид. Его успешная бизнесменка мать не отказывает ни в чем сыну. Славникова мастерски рисует нам образы героев романа: читаешь и думаешь: где-то встречала уже этого человека. А какой язык произведения – сколько метафор и сравнений – просто наслаждение. Читать роман трудно – постоянно находишься в напряжении. Сколько всего пережито главным героем! Но вот жизнь начала налаживаться. Казалась бы, вот оно счастье. Но словно злой рок преследует спортсмена. Он совершает последний в жизни прыжок уже на костылях, опять же ради «негодяйчика». А нужно ли это было делать? Вопрос остается открытым. У каждого своя правда: может, вообще, не надо было спасть Женечку, и проблем бы не было. А, как быть, если в опасности ребенок – невинное существо, человечек? Каждый решает сам. Советую прочитать всем, кто любит не просто чтиво, а чтение. Кто любит думать и размышлять. С. Калинина. |
Джон Бойн «Мальчик на вершине горы» Случайно попалась мне книга. Решила прочитать, так как уже читала «Мальчик в полосатой пижаме». Снова Вторая мировая война. Мы видим, что война – это страшно, это чудовищно, война разрушает не только душу ребенка, но и даже бывалого солдата. Таков отец героя романа. Это человек с искалеченной психикой. Всему виной стала Первая мировая война, весь смысл которой – погибшие люди, разрушенные города, дети, оставшиеся без родителей, искалеченные и психически больные, оставшиеся в живых солдаты. Мальчик Пьеро Фишер родился в интернациональной семье в Париже: мать – француженка, отец – немец. Но так сложилось, что он попадает жить к тете, которая служит экономкой в одном из поместий Фюрера в Оберзальцбурге. Советую прочитать. Книга читается легко.С. Калинина. |