В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8


 Владимир Губайловский.

Письма к учёному соседу. Письмо 10. Поэзия и работа мозга.

(представлен кусочек статьи)

Вне Сети люди в основном читают детективы, фантастику, дамские романы и раздражаются, когда вдруг сталкиваются со сложными, не сразу понятными текстами, а все глубокие тексты, увы, именно таковы.

Я совершенно не хочу беспощадно бранить наш век, но должен констатировать именно такое положение дел.

Почему такое положение дел не очень хорошо в первую очередь для самого читателя, я и попробую поговорить. Сразу отмечу главное — мозг при поверхностном чтении гораздо менее активен, чем при чтении трудном. И если он почти все время недогружен — он деградирует.

 

Еще в 2006 году доктор биологических наук Елена Наймарк написала заметку1, в которой подробно рассказала об эксперименте, поставленном группой британских ученых (ну куда же деваться, если они действительно — британские ученые) под руководством Филипа Дэвиса. Я приведу достаточно большой фрагмент из ее давней заметки вот почему. Сравнительно недавно, в 2013 году, о работе Филипа Дэвиса написал The Telegraph2 и привлек к его результатам широкое внимание. Когда мы с Еленой обсуждали работу Дэвиса, она высказалась о ней достаточно скептически, но теперь, по-видимому, можно сказать, что результаты вполне подтвердились.

 

«Лингвист Филип Дэвис из Школы Английского Языка Ливерпульского Университета (Philip Davis, from theUniversity’s School of English)… доказал, что шекспировские тексты, в отличие от обычных, заставляют мозг активно работать.

Сам «литературно-физиологический» эксперимент был довольно тривиален. 20 испытуемых читали предложения из пьес Шекспира, а в это время энцефалограф регистрировал электрическую активность их мозга (ЭЭГ). Чтобы исключить эффект узнавания, для эксперимента выбирали не слишком известные шекспировские фразы. Также с помощью аппаратуры для функциональной магнитно-резонансной томографии снималась и томограмма мозга. Функциональная томография позволяет получить пространственный портрет возбужденных нейронов непосредственно во время работы мозга.

ЭЭГ испытуемых во время чтения шекспировских фраз оказалась не похожа на ЭЭГ читающих обыденные или бессмысленные тексты. Как пояснил участник исследования профессор-нейрофизиолог Нил Робертс, когда человек читает бессмысленный текст, состоящий из привычных слов, то на его ЭЭГ появляется особый минимум, так называемый эффект N400. Он означает, что слова не восприняты мозгом. Этой отрицательной волны при обычном чтении не возникает. Когда же предлагается для прочтения осмысленный, но грамматически «корявый» текст, то энцефалограф вычерчивает положительную волну, так называемый эффект N600. Этот эффект продолжается еще некоторое время после окончания чтения, то есть мозг продолжает заниматься перепроверкой смысла неправильно (или необычно) употребленного слова. При чтении Шекспира на ЭЭГ появляется именно такая N600-волна.

Исследователи объясняют появление эффекта N600 неожиданным использованием слов, при котором слово приобретает редко используемый смысловой оттенок или меняет смысл вовсе. Например, Шекспир часто заменял глаголы существительными (например, «To lip the wanton women» — здесь существительное lip употреблено в значении to kiss). Подобную манеру, свойственную не только Шекспиру, но и другим классическим английским поэтам — Чосеру, Водсворту, литературоведы называют «функциональным сдвигом».

 

Статья опубликована в "Урал" 2015, №11.

 

Педагогам | Просмотров: 359 | Добавил: svpetrovyh | Дата: 29.05.2018 | Комментарии (0)

Мединский  В. Стена». В основе произведения – события Смутного времени. Своим впечатлениями от книги делится протоиерей Владимир Силовьев, руководитель издательства Московской Патриархии.
 В своём романе Владимир Мединский совмещает вроде бы несовместимое. С одной стороны, «Стена» – это глубоко патриотическое произведение, написанное, с другой стороны, в хорошем приключенческом жанре. «Стена» открывает не очень известную и весьма недооцениваемую страницу истории России: начало XVII века, осада Смоленска войсками Сигизмунда, оборона города. Обычно это упоминается вскользь – ведь главное внимание уделяется событиям, происходившим в Москве. Но оказывается, что и то, что происходил в Смоленске — важный эпизод в истории страны, и это – город-герой начиная с XVII века.

Говоря о событиях XVII века нельзя обойти роль Православной Церкви. В книге неоднократно подчёркивается выдающаяся роль Патриарха Гермогена (в этом году исполнилось 400 лет со дня его кончины) в спасении Отечества от Смуты. Говорится о роли смоленских иерархов, которые были вместе со своим народом.

    Далее...

Педагогам | Просмотров: 451 | Добавил: Altair | Дата: 14.06.2014 | Комментарии (0)

Соломатина, Т.

      Папа. – М.: Яуза-пресс: Эксмо, 2011. – 254 с. – (Проза Т.Соломатиной).

Эта книга о разных судьбах, о разных папах. Каждой девочке очень нужен папа, более того, каждой девушке и женщине тоже очень нужен папа. Такой, чтобы сажал на колени, неумело заплетал косички, смущенно пытался поговорить «про это», чтобы отваживал неугодных ухажеров, танцевал на свадьбе и т.д.

 

Педагогам | Просмотров: 444 | Добавил: Altair | Дата: 19.03.2014 | Комментарии (0)

Чижова, Е. Крошки Цахес: Роман. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 220 с. – (Проза: женский род).

В романе «Крошки Цахес» события разворачиваются в элитарной советской школе. На подмостках школьной сцены ставятся шекспировские трагедии, и этот мир высоких страстей совсем непохож на реальный… Его создала учительница Ф., волевая женщина, self-made women. «Английская школа – это я», – говорит Ф. и умело манипулирует юными актерами, желая обрести единомышленников в сегодняшней реальности, которую презирает. 
Но дети, эти крошки Цахес, поначалу безоглядно доверяющие Ф., предают ее… Все, кроме одной – той самой, что рассказала эту историю.

 

Педагогам | Просмотров: 433 | Добавил: Altair | Дата: 19.03.2014 | Комментарии (0)


 

Если вы можете отыскать пирамидку из бумажных стаканчиков, метлу, картонную коробку, старую авоську для лука или любую другую вещь, каких невероятно много в каждом доме, то смело открывайте дверь в полный творче­ства и фантазии мир детских игр на свежем воздухе. 

Вы­ключите телевизор — и вместе с детьми переключитесь на активный отдых!

Педагогам | Просмотров: 9684 | Добавил: Altair | Дата: 14.04.2013 | Комментарии (0)


 

Авторские сказки и рассказы для чтения детям. 

Увле­кательные, добрые и поучительные истории будут инте­ресны всем. 

К ним приведены задания на восприятие для усиления обучающего эффекта, созданы сценарии для до­машнего театра, что, несомненно, разнообразит ваш семей­ный досуг. 

Педагогам | Просмотров: 403 | Добавил: Altair | Дата: 14.04.2013 | Комментарии (0)

Эта книга предназначена для игр-занятий по обучению чте­нию и развитию речи детей 4-7 лет. Она позволяет в увлека­тельной форме, в игре научить малыша читать, считать, по­полнить его словарный запас, увеличить речевую активность, расширить кругозор.

Ваш ребенок будет просто играть — и незаметно для себя развивать свою память, эмоции, внимание, воспитывать свою волю, формировать характер.

И всем этим ребенок будет заниматься с радостью, легко, делая то, что он умеет, пользуясь тем, чем его наградила при­рода. И главное — в привычной для него атмосфере сказки, фантазии, игры и чувства.

Игры по обучению чтению построены в определенной после­довательности: от более простых — к более сложным, снабже­ны короткими комментариями для взрослых. От взрослого они не требуют специальных знаний и педагогических навыков, достаточно того, чтобы вы любили своего ребенка.

В книге вы также найдете разнообразные игры с буквами, словами, предложениями, способствующими развитию образ­ного и логического мышления, воображения, дети будут сами сочинять сказки, отгадывать и придумывать загадки, рифмо­вать стихи.

Педагогам | Просмотров: 463 | Добавил: Altair | Дата: 14.04.2013 | Комментарии (0)