Захар Прилепин "Обитель"

Рецензия на роман Захара Прилепина «Обитель».

Прочитан роман Захара Прилепина «Обитель», несомненно, лучшее его произведение. Критики уже назвали роман «одним из важнейших текстов десятилетия». Это подтверждают и две престижные премии страны: «Ясная Поляна» и «Большая книга». О том же говорит и читательский спрос ( по данным крупнейших книжных магазинов Екатеринбурга). Оригинально трактуется и жанр романа: «нетипичная хроника жизни заключённых в Соловецком лагере особого назначения».

«Одного дня Ивана Денисовича», «В круге первом» Солженицына, после рассказов и повестей Шаламова, Жигулина, Гинзбург? Оказывается, не только может, но и должен узнать, прочувствовать, пережить, потому что Соловецкий лагерь – это предтеча ГУЛАГа, и ещё очень важно, что это взгляд в прошлое из сегодняшнего дня, взгляд нашего современника, семью которого задели жернова сталинских репрессий, важна и проблема романа, актуальная сегодня как никогда: «каково это быть человеком вообще и русским человеком в частности?» Об этом спорят герои романа, каждый предлагает свой взгляд на русскую историю, русский характер, как бы предлагая читателю сегодняшнего дня с позиций пережитого страной отвергнуть или согласиться с его мнением.

Артём Горяинов – центральный герой романа, отцеубийца, недоучившийся студент, любитель и знаток поэзии «Серебряного века», молодой, красивый парень, не обременённый идеологическими вопросами о правоте или беззаконии новой власти, но он наблюдательный, умный человек со своими понятиями о добре , зле и справедливости. Главная цель Артёма – выжить, уцелеть в лагере. Это не капитан Глеб Нержин из романа «В круге первом», убеждённый идейный противник советской сталинской системы, и не шаламовский майор Пугачёв, который предпочёл героическую смерть в бою ежечасным унижениям лагеря. Артём скорее чем-то близок Ивану Денисовичу, сумевшего приспособиться к нечеловеческим условиям жизни. Однако Артём – принципиально другой характер. Его самолюбие, упёртость, вспышки ярости скорее «подставляют» его и он часто оказывается на волосок от гибели. Но вот как раз эта прямота, молодое упрямство помогают ему выжить и не сломаться, не раболепствовать, не предавать себя и других. Критика замечает, что сюжет «Обители» напоминает плутовской роман: герою просто везёт. Из 12 рабочей роты, где таскали брёвна из ледяной воды, он попадает в «спортивную роту», оттуда в специальный отряд поисков монашеских кладов, знакомится с самим начальником лагеря и даже пьёт с ним водку, потом определяется в сторожа к учёным, затем случилась сумасшедшая любовь с Галиной, неожиданный и прекрасный подарок судьбы. Как не вспомнить слова одного из критиков: «текст в диапазоне от боли до сладострастия».

Особого разговора заслуживают отношения Артёма с начальником лагеря Эйхманисом. (Эйхманс- начальник лагеря, троцкист, интеллигент- будет расстрелян через год после описанных событий как английский шпион) В двадцатые годы идея воспитания нового человека охватила умы большевиков. Частью этой программы стала также идея перевоспитания преступников в специальных лагерях. СЛОН стал первым и единственным лагерем подобного типа. В газетах много писали об успехах подобного перевоспитания : свой театр, библиотека, заповедник, научные эксперименты и труд как как обязательное условие воспитания. Максим Горький, посетивший Соловки, с восторгах писал о заключённых в библиотеке со свежими газетами в руках. Эйхманис –умный, волевой, образованный человек- твёрдо верит в правильности избранного пути. Как заворожённая, идёт за ним Галина. Оба они убеждают Артёма в справедливости нового мира, который строят большевики. Но одновременно с этим герой слышит рассуждения и каэра Бурцева, и Мезерницкого, и священника владыки. Их рассуждения о русском человеке иные, часто противоположные и не в них той силы и веры, которые есть в словах Эйхманиса. Василий Петрович, единственный настоящий друг Артёма в лагере, первым почувствовал опасность обольщения неглупого парня утопическими идеями строительства «дивного, нового мира». Отрезвление наступит быстро. После неудачного покушения Мезерницкого на Эйхманиса весь лагерь выгнан ночью из бараков, разъярённый начальник на скакуне мчится вдоль рядов, «На колени!» раздаётся его страшный крик – и все разом падают на колени перед силой, перед властью. Этой кульминационной сценой романа всё сказано.

Быт лагеря в романе воссоздан выпукло, зримо, ярко, достоверно. Такое не придумаешь: собран огромный материал, обдуман, пропущен через душу художника. И в то же время роман метафоричен: «обитель» - вся Россия, а не только и не столько бывший монастырь, не случайно картины собора, его сияющего в лучах солнца купола, монашеских келий сопровождают повествование, а крикливые, голодные чайки, готовые выклевать глаза у людей и животных (вот вам и чеховский символ, повёрнутый другой стороной), мальчишка – беспризорник, поселившийся под нарами в бараке, и кто-то из лагерников ночью свернул ему шею. Вот так в двадцатые годы начали «сворачивать шею» будущему новой России!

Хороший роман написал Прилепин. Стоит его читать, стоит думать о его героях, стоит учиться в самых невыносимых условиях жизни оставаться человеком, а это важно во все времена.

В. Назарова.

Категория: Читатели рекомендуют | Добавил: Altair (10.12.2014)
Просмотров: 1122 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.8/4
Всего комментариев: 1
1 Аля  
Нашумевший роман З.Прилепина "Обитель"  ждала с нетерпением. Хотя он вызвал противоречивые чувства. Тема  "лагерей" сегодня уже не новая. Открытием было то, что в 20-е годы прошлого века в лагерях пытались
 "перевоспитывать", создавая библиотеки, музеи, театры, экспедиции...  На мой взгляд, образ Артема Горяинова схематичен. Конец его печален. Выживал, выживал в лагере- зарезан блатными.  Читается легко. Советую прочитать и высказать собственное мнение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]