Егор Юрьевич Серов, автор книги, убеждает в том, что чтение заменить ничем нельзя. Книга об основной проблеме, которая, как надеется автор, заботит каждого родителя – как приучить ребенка к книге. А зачем приучать? Почему общение с книгой так важно? Прежде всего, Егор Юрьевич предлагает запомнить один важный момент: чтение делает любого ребенка умнее и счастливее – об этом он и рассказывает в своей книге. Ученые установили, что в процессе чтения мозг загружается во много раз больше, чем, например, при просмотре иллюстраций, и никаким другим способом, кроме чтения, этот процесс не запустить - ведь когда ребенок читает, его мозг рисует картинку самостоятельно, сопровождая ее «интерактивом» – звуками, движением, а также чувствами и смыслом. Малыш развивается, учится думать! В послесловии автор говорит: "... без чтения в жизни не обойтись. Сказать и добавить на эту тему можно еще очень много. Чтение - это конечно труд. Гонять шарик или фигурку на компьютере гораздо проще. Но станешь ли при этом человеком? Ребенку это понять сложно. Если он вообще сможет это понять. Поэтому задача взрослых ненавязчиво привить желание чтения, сделать его привычкой. Ведь удалось же вам заставить ребенка чистить зубы по утрам? Почему бы не потратить некоторые усилия, чтобы он стал читать, чтобы развивался, чтобы был умным, думающим и в конце концов счастливым человеком? Строго говоря, быть счастливым - это совсем непросто. И среди всех способов книга - один из самых простых и доступных. " Только чтение делает нас людьми, способными к фантазии, воображению, оперированию смыслами, развивает нашу память. Только чтение заставляет работать определённые участки нашего (в том числе и детского) мозга. Берем книгу, читаем, приобщаем к книге ребенка! |
Дмитрий Быков. Тайны и демоны. Имя Дмитрия Быкова хорошо известно читателям. Он не только автор интересных художественных романов, но и литературный критик и ведущий портала «Прямая речь» в течение последних 10 лет. Собственно, «Тайны и демоны» и есть размышления Д. Быкова о хорошо известных нам произведениях зарубежной литературы от Уильямса Шекспира до Джоан Роулинг и Стивена Кинга. Давно прочитанные и любимые с детства нами книги Чарльза Диккенса, Агаты Кристи, Марка Твена, Джанни Родари автор как бы заново прочитывает на фоне времени, исторических событий, нравственных понятий и ценностей тех стран, где книги впервые пришли к читателям. Но самое интересное, на мой взгляд, в том, что события и характеры героев Д. Быков соотносит с нашим временем, нашими проблемами, событиями, нравственными и общественными ценностями. Проще говоря, автор уверен, что множество проблем, не решенных в западных странах, аукнулись обществу в наше время. Книга читается легко, она интересна каждому, кто любит литературу, что называется, на любой вкус: и любителям детективов, и любовных романов, и сказочных повестей. Не всегда хочется согласиться с выводом автора об уроках прошлого в настоящие дни, но тем интереснее читаются эти главы-лекции новой книги талантливого писателя. В. Д. Назарова. |
Е. Водолазкин. Оправдание острова. Новая книга Евгения Водолазкина рассказывает нам о событиях от древних времен до современности. Это история Острова, которого не было, но ты откровенно чувствуешь в нем что-то знакомое. Хронику событий ведут монахи, но эти события перемежаются пояснениями Парфения и Ксении. Перед нами целая галерея правителей острова, в которых узнаются некоторые исторические личности. Причем правители по своей глупости, тупости превосходят один другого. Пожалуй, Ксения и Парфений оказались самыми мудрыми и добросердечными представителями власти, сумевшими объединить Остров. Не смотря на то, что народ любил их, считал праведниками, нашлись люди, желавшие перемен. «Новая жизнь. Когда я слышала это словосочетание, меня переполняла обида за нынешнюю, которая вовсе не была уж такой плохой. Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла уже в этом нет. Поздно». К чему привели эти перемены, мы увидим в продолжении книги. Жажда власти приводит к катастрофам. Как этой власти добиваются и как к ней относятся, очень хорошо раскрывается в произведении. Интриги, ложь, подстава, предательства, трусость чаще всего перевешивают чашу весов, на которой самопожертвование, забота о других, альтруизм. Автор немало внимания уделяет выборам. «выборы определяют имя Президента, но не его решения. Наиболее проницательные граждане высказывали даже догадку, что победивший на выборах Президент делает то, что делал бы любой непобедивший, случись ему победить». В описании выборов немало сатирического. Войны начинаются чаще всего на пустом месте, а страдает целый народ. Родственники становятся врагами, «брат на брата, сын на отца», а дальше разрушение и нравственное, и экономическое. Как это напоминает события современности. Вообще, книга философская, о многих ценностях, моральных и этических, приходится задумываться чуть ли не на каждой странице. Стремление из Темного прошлого в Светлое будущее лежит на переписывании истории, на арестах, убийствах, Трудовых Лагерях, на еще большей разобщенности. В общем, произведение читается легко, с интересом. Над каждой страницей можно размышлять и сравнивать с каким-то периодом нашей истории. Всю книгу можно разобрать на меткие выражения: «Революции – локомотивы истории», «Нам нечего терять, кроме собственных цепей», «В новую жизнь с новыми деньгами», «в искусстве мы ценим прежде всего реализм» и так далее. Среди множества героев в центре – Парфений и Ксения. Не знаю, можно ли считать их простыми людьми, скорее всего это пришельцы с какой-то другой планеты, слишком они правильные, непорочные. Да, они добрые, светлые, идеальные. Жертвуя собой, они спасли весь остров. В романе Ксения и Парфений – Светлейшие Высочества – святые. «Известно ведь, что история есть лишь путь, по которому идет человек. На этом пути можно умножать добро или сеять зло, и это зависит от выбора каждого. Человек может слиться с толпой, уподобившись ползущему с горы огненному потоку. И окаменеть, подобно ему. А может двинуться к вершине, не страшась подземных толчков и камнепадов. Благословенна земля, которая рождает такого правителя. Для него все суть его дети: он печалится о них, за них радуется и ради них поднимается на гору для спасительной беседы. Может сказать горе: сдвинься с места. И сдвинется. Или, напротив: останься на месте. И останется. Сейчас, как после очистительной грозы, воздух свеж. В нем растворена не злоба, но взаимные любовь и жалость. Да, жалость, потому что она рождает любовь и побеждает злобу». Книгу, без сомнения, нужно читать, здесь есть над чем подумать. С. Калинина. |
У каждого человека свое предназначение на земле, своя судьба, свои жизненные испытания. Так и у главного героя Андрея Рубанова в книге «Сажайте и вырастет». Молодой человек, не глупый и целеустремленный, полный тезка автора произведения приезжает в многомиллионный город сделать карьеру. Он поступает учиться в МГУ на журналиста, так как считал, что в этой области лучше всего «выдвинуться». Но в стране происходит смена общественного строя, распадается СССР, и герой понимает, что журналистика не принесет ему успеха. «Чего мы все – студенты, молодые люди с блестящими дипломами и дырками в заношенных свитерах – хотели тогда, в девяносто первом? Всего, и немедленно. Успеха. Победы. Движения вверх. Непрерывной личной экспансии. Абсолютной самореализации. Чести. Славы. Статуса. И денег. Хотелось прогреметь. Осчастливить человечество. Усовершенствовать Вселенную. Конвертировать личный гений в его доказательства. Вычислить секретную формулу, гарантирующую счастье всех людей. Получить за это Нобеля, Оскара, Букера, Пулитцера. И денег. Хотелось женщин, автомобилей, коньяков. Хотелось приключений, драк, путешествий по краю. Риска. Хитрого маневра. Удачи. И денег». С. Калинина. |
Почему эта книга не привлекла мое внимание раньше, понять не могу. Прочитать заставил случай. Очень тяжелая книга морально, в то же время противоречивая. События происходят в конце войны, в 1944 году. Уже освобожден Кавказ от фашистских захватчиков. Голодных детдомовских ребятишек из Подмосковья отправляют на Кавказ, в край, где все есть (имеется в виду еда). В центре повествования судьба двух мальчишек-близнецов Кольки и Сашки Кузьминых (Кузменышей). Война – это всегда страшно, это боль, это искалеченные судьбы, особенно детей. Вот они – повзрослевшие ребятишки. Им не на кого рассчитывать, у них нет родителей. Они сами привыкли решать все проблемы и хотят выжить, пережить это тяжелое время. Перед нами картина страшного выживания и гибели тысячи ребятишек. Проблема Кавказа четко вырисовывается в произведении. Теперь начинаешь понимать, что истоки чеченской ненависти идут к тем событиям 40-х годов. Как может быть предателем целый народ? Чеченцев, ингушей выселяли в Сибирь, на Север страны, объявив их пособниками фашистов. Люди оставляли дома, засаженные поля и огороды, могилы своих предков. Этих людей, как скот, везли в товарных вагонах, среди них дети, много чеченских детей, которые потом, возможно, уже никогда не увидят свою родину. Те, кто ушел в горы, навсегда останутся врагами и будут мстить, без разбора кому, ведь, тех, кого привезли сюда, на Кавказ, тоже не доброй воле. Конечно, это жестоко. А разве не жестоко уничтожить целый народ и его культуру? Разве не жестоко разрушать могилы этого народа. Только дети не могут понять и принять этой вражды. Примером является дружба Кольки и чеченского мальчика. В книге поднимается много проблем: это и воровство (совесть позволяла обворовывать сирот), пьянство, жестокость, злоба. Люди живут по каким-то нечеловеческим законам, конечно, не все. Но мир не без добрых людей. Таким человеком стала для братьев Кузьминых Регина Петровна. Но и она предала их. Этого Колька не смог простить воспитательнице. Эта книга – автобиографическая повесть Приставкина. В основу положены реальные события. Без слез произведение читать невозможно. Эту книгу нужно прочитать всем: и детям, и взрослым. С. Калинина. |
Недавно прочитала книгу Яны Вагнер «Вонгозеро. Эпидемия». Оказывается, «Эпидемия» написана задолго до эпидемии COVID-19, но автор что-то предвидела в предстоящей эпидемии. Конечно, много утрировано. Того, что нарисовано в книге, к счастью, у нас не случилось. Наши власти все предусмотрели и приняли должные меры. Но, вернемся к произведению. Роман начинается с того, что Москву и Подмосковье захватила какая-то страшная инфекция, которая в прямом смысле «косит» людей. Умирают целыми семьями. Начинается паника, власти не готовы к борьбе с заразой. Вакцины никакой нет, а люди хотят жить, поэтому вынуждены спасаться бегством. Увидев, что связь с городом теряется, главные герои отправляются в далекую Карелию на Вонгозеро. По рассказам Сергея (главного героя), а он там когда-то рыбачил, есть на озере небольшой домик, в котором можно переждать эпидемию. К семье Сергея присоединяются соседи, потом по дороге еще знакомые, группа набирается немаленькая – 11 человек с детьми. Пока они едут к озеру, эпидемия распространяется со страшной силой. На пути встречаются вымершие города. В этой обстановке раскрываются характеры главных героев. Собрались совершенно разные люди. В трудных условиях, в страхе перед страшной болезнью, мы видим, некоторые живут уже далеко не по человеческим законам: грабят, убивают, воспользовавшись паникой, хотя зачем им это все награбленное, все равно умрут, с собой на тот свет никто ничего не берет. Даже в самой компании происходят столкновения и трения, а как будут жить они в домике, где всего одна комната? Дорога, как описывает автор, довольно опасная, трудная, ведь, конец осени и начало зимы. Уже к середине пути, мы видим насколько очерствели герои, потеряли свою принципиальность, человечность. Показателен эпизод, когда они застряли в снежном заносе. Всю компанию спасает дед из деревни, расчистив им дорогу. Он даже приютил их на ночь. А они ограбили его, забрав солярку для своих автомобилей. Роман читается на одном дыхании. Мне нравится язык и стиль и произведения: без заморочек, просто. Красивые описания природы. Я думаю, чтобы выжить, нужно оставаться людьми. Главную героиню Аню постоянно мучает совесть: она в душе ненавидит многих своих попутчиков, но вынуждена улыбаться, скрывать свои чувства. Из всех героев больше всего мне понравился ее 16-ти летний сын Мишка. Он думать и делать все старается как взрослые, ему важно, чтобы все спаслись, чтобы все уживались друг с другом. Роман заканчивается оптимистически, но впереди долгая зима. Как переживут ее участники путешествия, неизвестно. На озере их никто не ждет, а чтобы жить, нужно что-то есть, как-то обогреваться. Советую прочитать. С. Калинина. |
Г. Яхина «Эшелон на Самарканд» Новая книга Яхиной опять о событиях тяжелых в жизни нашей страны. 1923-й год. Молодая Советская республика, победившая в Гражданской войне, еще не успела встать на ноги. Разрушено старое, еще ничего не построено нового. Голод, разруха, беспредел. Государство пытается спасти детей от голодной смерти. Организуется перевозка их в более благоприятные районы. Из детдома Казани оборванных, голодных, больных ребят везут с солнечный Самарканд, надеясь спасти их от смерти. Писательница рисует страшные картины голода: дети едят глину, песок, траву, грызут деревья – все, что попадается под руку, лишь бы утолить муки голода. А еще ужаснее то, что часто от них отказываются родители, подбрасывают на крыльцо детприемника от безвыходности положения, в надежде, что там их накормят, спасут. Зачастую родители умирают, а что ждет детей? Голод выкашивает целые населенные пункты. Главный герой романа начальник поезда Деев, человек добрый и совестливый. Он не может отказаться от больных детей - спасать надо всех. «А ведь у него теперь во всем свете нет никого дороже этих детей. Пусть сантименты это все, но - правда. Никогда не случалось у Деева близкого человека, ни даже собаки или коня. И вдруг – пять сотен. Пять сотен детей свалились на него в одночасье – пусть не кровных, но детей же! Паршивых, обкуренных, с гнилыми цинготными зубами – но детей! От него они зависели, его волей оставались целы и сыты. И стали для него за неделю не как родные сыновья-дочери, потому что был еще молод, а как младшие братья и сестры. Как же иначе назвать это, если не родством? Если за них – на все готов? Как за себя. Больше, чем за себя». Совершенно противоположный человек – комиссар Белая. Это не первая ее поездка. Она считает, что брать на поезд надо здоровых, есть гарантия, что довезут. Суровая, жесткая, повидавшая немало на своем пути, Белая умеет найти общий язык с ребятами, они ее уважают. В ходе поездки в характере Деева появляются такие качества, как уверенность, бесстрашие, решительность. Он знает, ради чего борется. В романе есть такие сцены добычи пропитания обитателям поезда, что невольно задумываешься: разве это правильно, чтобы спасти одних, нужно убить других. Не все в повествовании так удачно и реально. Постоянно свершаются какие-то чудеса: то пьяные чекисты помогут, то бандиты развернут поезд в нужном направлении. На протяжении всего романа находишься в эмоциональном напряжении: страшно видеть умирающих ребятишек. 130 человек не довезли по списку, и 130 подобрали дорогой. Книга написана живым образным языком. Обширные описания природы: леса Поволжья, горы Туркестана, казахские степи и пустыни Кызыл-Кума. В конце произведения дается большой список материалов, к которым обращалась автор. Все-таки роман основан на реальных событиях, хотя много и вымысла. Калинина С. |
Дорогие ребята. Хочу познакомить вас с книгой Михаила Коршунова «Трагический иероглиф». В Москве, в тихом переулке, рядом с пожарной частью расположилась школа. Наверное, не маленькая, раз там одних пятых классов счет дошел до буквы «Ю». Речь идет в повести именно об этом классе. Чем же он так прославился? Учатся в классе близнецы Шустриковы – Стаська и Славка, которые не могут между собой ужиться. Они постоянно сражаются друг с другом: «В переулке дрожат заборы, гнутся деревья. Старенькие дома ухватились за свои трубы. На водопроводных и водосточных колодцах, которые посредине мостовой, подскочили железные крышки. Воробьи перестали пить из лужи и улетели подальше от школы». Это опять близнецы сцепились в схватке. Благодаря им класс разделился на две команды: одна за - Стаську, вторая – за Славку. Пятый «Ю» создает множество проблем учителям этой школы. Особенно страдает их классный руководитель – Клавдия Васильевна. Однажды дело дошло до того, что братья наставили в классном журнале единиц друг другу и своим одноклассникам. Чем закончилась эта история, вы узнаете, прочитав повесть до конца. В процессе чтения встретитесь с замечательным Трамвайчиком, который покорил всех героев повести, с мудрым директором школы Алексеем Петровичем, нашедшим выход из сложившегося положения, так как классный журнал – документ государственный, «утвержденный Министерством просвещения. Выдается в одном экземпляре каждому классу в каждой школе. Не допускаются подчистки, поправки, зачеркивания. Нельзя вырывать или заменять страницы». Столько юмора, задора, эмоций в небольшом повествовании. Произведение написано простым детским языком. Главная мысль повести – за поступки нужно отвечать. И дети нашли выход из положения и смогли признать свою вину. Не смотря на то, что повесть издана в 1982 году, она остается актуальной до сих пор. Дети в любое время остаются детьми, а взрослые - взрослыми, не всегда понимающими их. Калинина С. А. |
Ю. Несбё «Нож» Недавно попалась новая книга Ю. Несбё «Нож». Снова о Харри Холе – талантливом сыщике, имеющем какое-то внутреннее чутье (интуиция) к раскрытию преступления. В этом произведении он выступает в роли подозреваемого. Начинается роман с того, что в Осло убита одна из ярких женщин, к тому же, она оказывается женой известного полицейского. В романе несколько сюжетных линий, переплетающихся между собой. В это время, когда произошло убийство Ракель, на волю выпущен отсидевший срок за изнасилования и убийства Свейн Финне. Он одержим жаждой мести за убитого когда-то сына, тоже преступника. Его месть заключается в том, чтобы насиловать женщин детородного возраста «сеять семя», чтобы они рожали детей, а если избавятся от ребенка, то расправа будет жестокой. «Как только Финне отсидел срок, он изнасиловал девятнадцатилетнюю девочку и пообещал убить ее, если она сделает аборт. Но она, тем не менее, избавилась от ребенка. Спустя неделю девочку нашли лежащей на животе в роще в Линнеруде. Повсюду кровь, все были уверены, что она мертва. Но когда ее перевернули, раздался странный звук: вроде как детский голосок, сказавший «мама». Ее отвезли в больницу, и она выжила». Подозрение убийства Ракели у Харри падает на Финне, ведь, это Холи застрелил его сына. Харри Холи отстранен от расследования, поэтому он ведет его самостоятельно и не официально. В романе всплывают сразу несколько подозреваемых, каждому из которых сыщик находит алиби. Читая книгу, постоянно находишься в напряжении: вот он – убийца. Харри даже себя обвинил в преступлении, ведь, в тот вечер он был до беспамятства пьян и совершенно ничего не помнил. Он даже пытается вспомнить все при помощи гипноза. События разворачиваются стремительно. Мы видим душевные переживания героя, так как убит человек, ради которого ему хотелось жить, который вытащил его, в свое время, из алкогольной зависимости. Это Ракель была его настоящей любовью, хотя есть претендентки завоевать его сердце. Сюжет повествования настолько закручен, что трудно догадаться: кто же все-таки убил? Несбё очень ярко рисует психологический портрет каждого героя от преступника до полицейского и адвоката. У каждого свой скелет в шкафу. Каждый стоит перед выбором: как поступить? Как сделать так, чтобы потери были наименьшими. Почему роман называется «Нож»? Здесь нож - главное орудие убийства. Ножом расправляется с не подчинившимися ему женщинами Финне. Немало описания уделяется ножам: коллекция ножей Финне, ножи на кухне Ракель и так далее. Много внимания уделяется музыке. Это музыка помогла Харри догадаться, кто настоящий преступник, кто попытался подставить Харри, и у него почти получилось. Преступление раскрыто, Харри Холе жив. Будем надеяться, что снова встретимся с ним. |