"Не бывает любви несчастливой"

«Не бывает любви несчастливой»

Слайд 1 Заголовок
 

Ведущий

69 лет назад закончилась самая кровопролитная, самая разрушительная война в мировой истории. Победа в этой величайшей из всех войн над фашизмом и милитаризмом была оплачена жизнью десятков миллионов мужчин, женщин и детей, колоссальными разрушениями. Сегодня мы поговорим о женщине-поэте, которая прошла почти всю войну.

 

Слайд 2. Женщина и война.

 

Ведущий

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово "милосердие". Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое — мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина сберегает жизнь. "Женщина" и ''жизнь" — два неразделимых понятия. 
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося невиданной жестокостью на ее землю на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля — убивать», — скажет из героинь Великой Отечественной войны. В ее словах звучит весь смысл случившегося. 
Другая героиня распишется на стенах поверженного рейхстага. Софья Кунцевич, пришла в Берлин чтобы «убить» войну. То была величайшая жертва, принесенная на алтарь Победы, то был бесславный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни больше постигаем. 
Четыре мучительных года, будет русское слово "подвиг", будет доля и свершенного в годы войны женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранившей и защищавшей страну вместе с мужчиной. 
 

Слайд 3 Портрет Друниной.
 

Ведущий

Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве, там же прошло её детство. Училась в школе, где работал её отец. Он был директором школы, преподавал историю. Отца Юля обожала. Он был для неё образцом справедливости, разума, порядочности. От него осознание Родины. 
 

Чтец 1.

О Россия! 
С нелёгкой судьбою страна… 
У меня ты, Россия, 
Как сердце, одна. 
Я и другу скажу, 
Я скажу и врагу – 
Без тебя, 
Как без сердца, 
Прожить не смогу… 

 

Ведущий
Она любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. 
 

Чтец 2.

Над полями, над лесами 
Птичий гомон, детский смех. 
Быстро мелкими зубами 
Пилит белочка орех. 
Барабанной дробью дятел 
Привечает громко нас. 
О заботах, об утрате 
Позабудем хоть на час. 
Все печали позабудем 
В ликовании весны. 
Мы ведь люди, мы ведь люди – 
Мы для счастья рождены! 

 

Ведущий
Творческий путь Юлии Друниной длиною почти в полвека можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живёт, и живёт, как пишет. 
 

Чтец 3.

Веет чем-то родным и древним 
От просторов моей земли. 
В снежном море плывут деревни, 
Словно дальние корабли. 
По тропинке шагая узкой, 
Повторяю – который раз! – 
«Хорошо, что с душою русской 
И на русской земле родилась!» 


Ведущий

Основной мотив лирики Ю. Друниной — стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это не случайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки — зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах — сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. Никого из того удивительного поколения эта пора не оставила равнодушным. Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев... 
 

Слайд 4. Клип Ровесницы девчонки

Слайд 5. Друнина

Ведущий
Друнина всегда знала, чего хотела. При всей романтичности своего характера, так естественно совпавшего с чистотой помыслов её ровесников, она почти не совершала необдуманных поступков. Её порыв непременно соотносился с точным осознанием конечной цели. Но, приняв решение, она уже не отступала. Так, московская школьница, выросшая в интеллигентной учительской семье, она отринула все уговоры (и слёзы) родителей и ушла в 1942 году из 10 класса на фронт. Ушла в самое драматическое время, в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск – в пехоту. И следом за нею идут её будущие стихи: 
 

Чтец 4.

Школьным вечером, 
Хмурым летом, 
Бросив книги и карандаш, 
Встала девочка с парты этой 
И шагнула в сырой блиндаж.

 

Ведущий 
До конца 1944 года служила санинструктором в стрелковом полку. 
 

Чтец 5.

Могла ли я, простая санитарка, 
Я, для которой бытом стала смерть, 
Понять в бою, 
Что никогда так ярко 
Уже не будет жизнь моя гореть? 
Могла ли знать в бреду окопных буден, 
Что с той поры, как отгремит война, 
Я никогда уже не буду людям 
Необходима так и так нужна?.. 
 

Ведущий
Получила два тяжёлых ранения. В первый раз осколок прошёл в двух миллиметрах от сонной артерии. Ещё бы миг, и всё могло окончиться фанерной звездой над затерявшимся на полях сражений обелиском. 
 

Чтец 6.

Убивали молодость мою 
Из винтовки снайперской, 
В бою, 
При бомбёжке 
И при артобстреле… 
Возвратилась с фронта я домой 
Раненой, но сильной и прямой – 
Пусть душа 
Едва держалась в теле. 

 

Ведущий
После второго ранения, в конце 1944 года, Друнину окончательно демобилизовали. Хотя демобилизованной из солдатской юности она никогда себя не считала. Как невозможно уйти в запас из личной судьбы: 
 

Чтец 7.

Я порою себя ощущаю связной 
Между теми, кто жив 
И не отнят войной… 
…Я – связная. 
Бреду в партизанском лесу, 
От живых 
Донесенье погибшим несу: 
«Нет, ничто не забыто, 
Нет, никто не забыт, 
Даже тот, 
Кто в безвестной могиле лежит». 
 

Ведущий

Она спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала жизнью. В одной из атак на Холме была убита Зинаида Самсонова, Зинка — девушка, о которой на нашем фронте ходили легенды. Она всегда была впереди, эта милая девушка-солдат! 
 

Слайд 6 Клип Зинка
 

Ведущий
Она являет собою образ Поэта фронтового поколения. Эхо войны сопровождало её в последующие годы. Через много лет Друнина, быть может, напишет именно об этих днях, когда уже из мирного времени услышит от дорогого человека: 
… Я тебя 
Представить не могу 
В стоптанных солдатских сапогах… - 
и припомнит другой вечер, другую обстановку: 

…Миномёты били, 
Падал снег. 
И сказал мне тихо 
Дорогой, 
На тебя похожий человек: 
- Вот лежим и мёрзнем на снегу, 
Будто и не жили в городах… 
Я тебя представить не могу 
В туфлях на высоких каблуках. 
 

Чтец 8.
Не знаю, где я нежности училась, - 
Об этом не расспрашивай меня. 
Растут в степи солдатские могилы, 
Идёт в шинели молодость моя. 
В моих глазах – обугленные трубы. 
Пожары полыхают на Руси. 
И снова 
нецелованные губы 
Израненный парнишка закусил. 
Нет! 
Мы с тобой узнали по сводкам 
Большого отступления страду. 
Опять в огонь рванулись самоходки, 
Я на броню вскочила на ходу. 
А вечером 
над братскою могилой 
С опущенной стояла головой… 
Не знаю, где я нежности училась, - 
Быть может, на дороге фронтовой… 
 

Ведущий

Самое сильное чувство, которое она испытала в жизни, - война. 
 

Чтец 9.

Всё грущу о шинели, 
Вижу дымные сны, - 
Нет, меня не сумели 
Возвратить из Войны. 
Дни летят, словно пули, 
Как снаряды года… 
До сих пор не вернули, 
Не вернут никогда. 
И куда же мне деться? 
Друг убит на войне. 
А замолкшее сердце 
Стало биться во мне 
 

Ведущий

Четырёхстишье, которое она написала в окопах, позже вошло во все антологии военной поэзии: 
Я только раз видала рукопашный, 
Раз – наяву. И сотни раз – во сне… 
Кто говорит, что на войне не страшно, 

Тот ничего не знает о войне. 
После войны она поступила в Литинститут, но сделала это очень «по-военному». Она просто стала ходить на лекции и семинары в своей армейской одежде, и никто не решился её выгнать. А потом она успешно сдала сессию… 
Главные темы её творчества – любовь и война. 
Что ещё мне в этом мире надо? 
Или, может быть, не лично мне 
Вручена высокая награда – 
Я живой осталась на войне? 

Чтец 10

Нет, это не заслуга, а удача – 
Стать девушке солдатом на войне. 
Когда б сложилась жизнь моя иначе, 
Как в День Победы стыдно было б мне! 
С восторгом нас, девчонок, не встречали: 
Нас гнал домой охрипший военком. 
Так было в сорок первом. А медали 
И прочие регалии – потом… 
Смотрю назад, в продымленные дали: 
Нет, не заслугой в тот зловещий год, 
А высшей честью школьницы считали 
Возможность умереть за свой народ. 
 

Ведущий

«В начале сорок пятого года у меня случилось большое для начинающего поэта событие — в журнале "Знамя" напечатали подборку моих стихов», — писала Ю. Друнина в автобиографической повести "С тех вершин". О них сразу заговорили как о ярком явлении не только в нашей молодой, фронтовой поэзии, но и в военной поэзии вообще. 

Ветераны в двадцать с лишним лет

Начинали жизнь свою сначала

И считали звание «поэт».

Много выше званья генерала. 
Точность, лаконичность и глубину чувств в ее лирике отметили на Всесоюзном совещании молодых писателей в 1947 году. 
Первый поэтический сборник Ю.Друниной, вышедший в 1948 году, получил название "В солдатской шинели". Стихи эти наполнены жизненной достоверностью, суровой правдой войны. 
 

Чтец 11.

Я хочу забыть вас, полковчане,

Но на это не хватает сил.

Потому что мешковатый парень

Сердцем амбразуру заслонил.

Потому что полковое знамя

Раненая девушка несла,

Скромная толстушка из Рязани.

Из совсем обычного села.

Все забыть, и только слушать песни.

И бродить часами на ветру,

Где же мой застенчивый ровесник.

Наш немногословный политрук?

Я хочу забыть свою пехоту.

Я забыть пехоту не могу.

Беларусь. Горящие болота.

Мертвые шинели на снегу. 
 

Ведущий.

Высоко оценил первые произведения Юлии Друниной замечательный поэт Дмитрий Кедрин. В восхищении от ее "Штрафбата" был и Николай Тихонов. 
За спиной Юлии Друниной всё ещё звучало как в пятидесятые годы, так и в последующие, эхо войны.

Удивительно, что в стихах Друниной нет никакого пафоса, театрального героизма. Из её строк можно с фотографической точностью узнать, какая мера напряжения, страдания и ужаса выпала в юности на долю, тех, которых теперь уже почти не осталось в живых, а тогда, ещё совсем дети, какой страшной беде заглянули они в глаза. 
Мы родились два раза. 
И вторым был День Победы – 
Как забудешь это?.. 
И с той поры, далёкой той поры 
Нет для меня святее даты, нету! 
Все наши праздники люблю и чту. 
Но День Победы это День Победы. 
Душа летит в такую высоту – 
За невернувшимися следом… 
Так опыт испытания человеческого духа в двадцатом столетии зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы страданий. 
Духовная высота, солдатская дружба, взаимовыручка, мужество – всё это для Юлии Друниной не просто однажды пережитое и обретённое, но и точка отсчёта. Планка поднята - в нравственном смысле - требовательно. Именно по этому уровню проверяется всё: собственные поступки и поведение друзей, своя и чужая любовь: 
 

Чтец 12

Нет в любви виноватых и правых. 
Разве эта стихия – вина? 
Как поток раскалённой лавы 
Пролетает по судьбам она. 
Нет в любви виноватых и правых, 
Никого здесь нельзя винить. 
Жаль безумца, который лаву 
Попытался б остановить… 
 

Ведущий

У Друниной лирические стихи прекрасные. 

Не бывает любви несчастливой. 
Не бывает… Не бойтесь попасть 
В эпицентр сверхмощного взрыва, 
Что зовут «безнадёжная страсть». 
Если в душу врывается пламя, 
Очищаются души в огне. 
И за это сухими губами 
«Благодарствуй!» шепните Весне. 
 

Слайд 7.Друнина и Каплер

 

Ведущий

Никем и никогда она не была понята так, как Алексеем Каплером – любимым мужем, который всегда шёл прямой дорогой совести рядом с другом и женой. Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году – Друниной было 30, а Каплеру 50. А в 1960 году Юлия рассталась с поэтом Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Известный литератор Марк Соболь сказал Юле об её втором муже, Алексее, так: “Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки”. В отсутствие Друниной, Каплер посылал ей многочисленные телеграммы: “Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла. Один тип”, “Планерское. Дом творчества, Друниной. Уже третий час ночи. Уже уложил вещи. Есть потребность признаться, что очень тебя люблю, моя бесконечно дорогая. Опять Каплер”, “Джанкой поезд тридцать первый вышедший Москвы двадцать четвертого декабря вагон тринадцатый место двадцать пятое пассажиру Друниной доброе утро Каплер”. Классическим стал эпизод, связанный с возвращением Юлии Владимировны из какой-то загранкомандировки: Алексей Яковлевич помчался встречать ее на границу, в Брест, так как дожидаться в Москве он уже не мог.
 

Слайд 8 Клип Ты рядом

 

Ведущий

Это была красивая элегантная женщина, тщательно следящая за своей внешностью. А.Каплер бережно и нежно поддерживал Юлю на поворотах ухабах многие годы совместного пути. Его потеря обернулась для неё одиночеством. 

Любовь проходит. 
Боль проходит. 
И ненависти вянут гроздья. 
Лишь равнодушье – 
Вот беда – 
Застыло, словно глыба льда. 

Из воспоминаний Алексея Черных:

Алексей Каплер ушел из жизни в 1979-м. Она похоронила его в Крыму. На гладкой черной мраморной доске, с большим трудом перевезенной из Москвы, рядом с именем любимого человека загодя оставила место для своего имени. 
В том роковом 91-м Юля вдруг решила перевезти прах мужа из Крыма в Москву. Это было уже очень сложно, ведь Украина вовсю стремилась отделиться, стать самостийной. Юля попросила меня как секретаря Союза писателей Москвы написать письмо мэру столицы Попову с просьбой дать место для захоронения Каплера. На территории крематория около Даниловского монастыря. Земельный участок выделили. 60 на 100 сантиметров. Но она не успела привезти гроб, кремировать. Сама ушла из жизни. Дочь Леночка отвезла гроб с телом Юлии Владимировны в Старый Крым, похоронила рядом с Алексеем Яковлевичем. Там и упокоилась ее душа. 
Двадцать три года назад ушла из жизни прекрасная поэтесса. 
А следом развалилась страна, которую она защищала на фронте 
 

Слайд 9 Портрет

 

Чтец 13
Вот и нету ровесников рядом – 
Не считаю я тех, что сдались. 
Почему им «под занавес» надо 
Так цепляться за «сладкую жизнь»? 
Разве гордость дешевле опалы? 
А холуйство – спасательный круг?.. 
Я устала, я очень устала 
Оттого, что сдаются вокруг. 
 

Ведущий
И вот однажды, на переломе бытия, начинает катастрофически не хватать свежего воздуха, лишь последний выдох таланта парит, дрожа и замирая, над только что написанными стихами. 
И когда потеряла потребность творить, приняла решение уйти из жизни по своей воле: физически не разрушенной, душевно не состарившейся. И даже уход из жизни был продуман до мельчайших подробностей: имела право выглядеть женщиной и после смерти. А свой поступок объяснила в предсмертном стихотворении: 
 

Чтец 14

Покрывается сердце инеем – 
Очень холодно в судный час… 
А у вас глаза как у инока – 
Я таких не встречала глаз. 
Ухожу, нету сил. 
Лишь издали 
(Всё ж крещёная!) 
Помолюсь 
За таких вот, как вы, - 
За избранных 
Удержать над обрывом Русь. 
Но боюсь, что и вы бессильны. 
Потому выбираю смерть. 
Как летит под откос Россия, 
Не могу, не хочу смотреть! 
 

Ведущий

Израненная войной, она не смогла пережить ещё одной трагедии страны – трагедии эпохи перемен… Развал СССР Она встретила с тяжёлым сердцем. Не было страны, не было любимого мужа, иссякло вдохновение. 21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Она могла тысячу раз погибнуть на той войне, на которую ушла в 17 лет. А умерла по своей воле… 
Когда-то В.Г.Белинский высказал ключевой принцип общественной значимости творчества: «Время преклонит колена перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни». Примером абсолютного слияния жизни и поэзии была и остаётся Юлия Друнина.