"Ходит солнышко по кругу"

"Ходит солнышко по кругу"

Игра-путешествие по стихам детской поэтессы И.П. Токмаковой для детей начальной школы.

Цели и задачи.

  1. Знакомство с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой.
  2. Развитие творческих способностей детей.

Ход

Слайд 1. Портрет И. Токмаковой.

Ведущий 1.

Если вы захотите узнать, где начинается река, нужно надеть удобные ботинки, хорошенько уложить рюкзак и пойти вдоль берега навстречу речному течению. Настойчивые люди, в конце концов, находят ручеёк, или родник, или едва заметный источник, где родилась первая капля.

С поэтами труднее. Поэты происходят как чудеса, и совершенно невозможно разобрать – откуда чудо.

Может быть, виноват во всём был папа Ирины Петровны – Пётр Карпович, очень занятый своей работой инженер-электрик. Он с дочкой ни во что не играл, зато иногда сажал её, совсем маленькую, к себе на коленку и читал почему-то так:

Не пленяйся бранной славой,
О красавец молодой!.. –

или какое-нибудь другое стихотворение своего любимого Пушкина.

Ведущий 2.

А может, виновата мама, Лидия Александровна? Она была не просто детский врач, она заведовала “Домом подкидышей”, куда ещё в тридцатые годы привозили маленьких детей, брошенных родителями. А уж во время войны... Но ведь не обязательно же всякая девочка, видевшая в двенадцать лет горе маленьких сирот, становится потом детским писателем. Значит, всему причиной – случай.

Если бы не приехал в Россию по делам господин Боргквист, энергетик из Швеции, ничего бы и не было. Он бы не познакомился с молодой переводчицей, не узнал бы, что она любит шведскую поэзию, не прислал бы ей в подарок для маленького сына книжку шведских детских народных песенок....

Ну и что? Посмотрели бы картинки и поставили на полку.

 

Слайд 2. Воспоминания И. Токмаковой  видео

Ведущий 1.

Однако тут появляется главный виновник, Лев Алексеевич Токмаков. Он сразу всё – и муж, и замечательный художник-график, и большой знаток детских книг. Когда жена перевела для сына несколько шведских песенок, он отнёс их в издательство и в ту же минуту... Ирина Токмакова вошла в русскую детскую литературу так, будто была там всегда.

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

Слайд 3. Деревья.

Эти ласковые строчки появились через год после первых переводов, это была совместная со Львом Токмаковым маленькая книжечка “Деревья”, и она сразу стала классикой.

Так бывает. Бывают такие счастливые слова, стихи или проза, о которых язык не поворачивается сказать – “они написаны”. Глупости! Они просто росли-росли и выросли. Как дерево, как девочка, как облако над рекой.

Слайд 4. Осень видео

Ведущий 2.

Взрослые сразу замечают, что у Токмаковой – все родные. Если она записывает на бумаге разговоры какого-нибудь ёжика, или едва заметного цветка, или очень капризного ветра, или собаки, которой никогда не было, потому что её просто выдумали... – все слова всего сущего Ирина Токмакова смело пишет от первого лица. Взрослые удивляются, восхищаются, умиляются. А дети, наверное, нет. Чего удивляться-то? Каждый Ребёнок и Поэт и так знает: все на свете вместе. Правда, говорит всякий по-своему, но это пустяки. Возьми да переведи с цветочного, с ежиного, с волшебного. Токмакова так и делает. Ещё она переводит с английского, армянского, болгарского, литовского, молдавского, немецкого, таджикского, узбекского, шведского, а также с языка хинди. Вот тут взрослые почему-то не удивляются: они же знают, что Ирина Петровна окончила школу с золотой медалью, а потом ещё филологический факультет МГУ и даже аспирантуру. Взрослые – чудаки.

При слове “дети” у глупых взрослых сразу появляется на лице глупая улыбка, они быстро садятся на корточки и начинают бормотать: сейчас научу... сейчас!.. чему бы научить? трудиться, учиться... не ковырять в носу...

Слайд 5. «Весело и грустно».

Ведущий 1.

Ирина Токмакова никого никогда ничему не у-у-у-учит. Если про все её книжки захочется вдруг сказать серьёзными взрослыми словами, то слово понадобится только одно, довольно неожиданное: свобода. И умные взрослые всегда это понимали. Потому что мерили свободу не лозунгами, а глубиной дыхания.

Когда в конце шестидесятых должен был появиться детский-детский, абсолютно детский сборничек Токмаковой “Весело и грустно”, судьба у него получилась точно такая же, как у самых взрослых и смелых книг: “старшие товарищи” пытались книжку “завернуть”, ну хотя бы “урезать”, а стихи звучали так, будто их выкрикнуло само время:

Слайд 6 Ложка

Ложка – это ложка, 
Ложкой суп едят. 
Кошка – это кошка, 
У кошки семь котят.

Слайд 7. Тряпка

Тряпка – это тряпка, 
Тряпкой вытру стол. 
Шапка – это шапка, 
Оделся и пошел.

Слайд 8. А я придумал слово

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова: 
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет 
Плим, плим, плим! 
И ничего не значит 
Плим, плим, плим.

Говорят, один старый и очень знаменитый писатель любил читать эти стихи наизусть, а потом прибавлял: “Запомните: вот это и есть детская литература”.

Слайд 9.Токмакова

Ведущий 2.

Профессиональный филолог, переводчица с армянского, литовского, узбекского, английского, болгарского, немецкого и других языков! Она была одним из первых представителей советской литературы для детей в далекой Африке, где изучала, что читают дети Нигерии и других африканских стран. Она — поэт, сказочник. Ее пьесы занимают почетное место в репертуарах детских профессиональных и самодеятельных театров.

 И.П.Токмакова — активный общественный деятель и теоретик литературы и семейного чтения.

Слайд 10. Бессмысленные слова.

Ведущий 1.

И.Токмакова пишет: «Бессмысленные слова? Кто это видел в русском языке какие-то там «ходунушки» и «хватунушки»? Слов таких действительно нет, но есть суффиксы -ун (говорун, хлопотун) и -ушк (голубушка, головушка)». Вот почему так долго живет песенка:

«Потягунушки-потягунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножки-ходунушки,

 А в ручки-хватунушки...» — один из многих примеров «веселой игры живыми, непридуманными суффиксами».

Слайд 11 книги.

Ведущий 2.

Всё творчество Ирины Токмаковой подтвердило эти слова. Появилась проза. Появились пьесы, путевые заметки. И хотя некоторые книжки по своему “взрослому смыслу” казались ну прямо-таки почти учебниками (“Аля, Кляксич и буква "А"”, “Может, нуль не виноват?”), всё равно “внутри” этих книжек было не скучно, а уютно, интересно и весело. Там было тепло, потому что у Токмаковой всегда так.

Может, и вправду двенадцатилетняя девочка Ира насмотрелась на прекрасных взрослых, которые даже во время войны пытались обогреть ничьих детей, а потом назвала себя Олесей, чтобы написать двадцать шесть светлых, как солнышко, страниц под названием “Сосны шумят”?

Слайд 12 Сосны шумят.

Может быть, недаром лучшая повесть, собравшая вместе людей, зверей, леса, небеса и грубую реальную действительность называется у Токмаковой нежно и чуточку прощально? Она называется “Счастливо, Ивушкин!”.

Слайд 13 Счастливо, Ивушкин

Потому что естественное желание взрослого человека – сделать ребёнка счастливым.

Ведущий 1.

Мы с вами отправляемся в заочное путешествие по произведениям детской писательницы Ирины Петровны Токмаковой.

Вы в лесу когда-нибудь бывали?

Вот в лес мы и попадем, если закроем глаза и представим себе такую картину:

Ходит солнышко по кругу, 
Спит в лесу лосиха, 
Мы идем с тобой по лугу 
Тихо, тихо, тихо. 
Мы проходим по опушке, 
Мы найдем тропинку. 
Вон сорока на верхушке 
Клювом чистит спинку. 
Вон на камне придорожном, 
Словно вросшим в землю, 
Осторожно, осторожно! –
Ящерица дремлет.

Ведущий 2.

Ребята, давайте вспомним, без чего леса не бывает?

Мы с вами будем читать стихи И.П. Токмаковой о деревьях.

А вы какие деревья знаете?

Подумайте, на кого или на что похоже это дерево?

Слайд 14.  Береза.

Если б дали берёзе расческу, 
Изменила б береза прическу, 
В речку, как в зеркало, глядя, 
Расчесала б кудрявые пряди, 
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку

Слайд 15. Ива.

Возле речки, у обрыва, 
Плачет ива, плачет ива. 
Может, ей кого-то жалко? 
Может, ей на солнце жарко? 
Может, ветер шаловливый 
За косичку дернул иву? 
Может, ива хочет пить? 
Может, нам пойти спросить?

Слайд 16. Яблонька.

Маленькая яблонька 
У меня в саду, 
Белая-пребелая, 
Вся стоит в цвету. 
Я надела платьице 
С белою каймой. 
Маленькая яблонька, 
Подружись со мной.

Слайд 17. Сосны.

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стала погода.

Слайд 18. Осинка.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру, 
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке 
Пальто и ботинки – 
Надо погреться
Бедной осинке.

Слайд 19. Ели.

Ели на опушке – 
До небес макушки – 
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.

Слайд 20. Дуб.

Дуб дождя и ветра 
Вовсе не боится. 
Кто сказал, что дубу 
Страшно простудиться? 
Ведь до поздней осени 
Он стоит зеленый. 
Значит, дуб выносливый, 
Значит, закаленный.

Ведущий 2.

Вот дорогие друзья и заканчивается наше путешествие.

Но помните, что Чудная страна И.П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить, как:

В одной стране,
В чудной стране, 
Где не бывать 
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком 
С утра лакает молочко, 
И целый день в окошко 
Глазком глядит картошка. 
Бутылка горлышком поет, 
А стул на гнутых ножках 
Танцует под гармошку. 
В чудной стране... 
Ты почему не веришь мне?

Ведущий 1.

Недаром говорится: “Дружно не грузно, а врозь – хоть брось”. Все родители мира желают своим детям добра, счастья и, конечно, высокого мирного неба над головой. Тогда на земле будет больше детской радости, больше детского веселья. Этого желают своим читателям и писатели. И все же мы знаем, радости и печали часто идут рядом. Когда человек стремится к лучшей жизни, он стремится к справедливости не только для себя, но обязательно и для других. Максим Горький называл такого человека Человеком с большой буквы. Во все времена писатели пытались и пытаются создать в своих книгах такого героя – Человека с большой буквы. Так будьте же ими!

Ведущий 2. А сейчас мы проведем для вас небольшую викторину. Правильно ответившие получат приз.

1. Куда заплывает кораблик в стихотворении «Глубоко — не мелко, корабли в тарелках...»?

а) в порт
б) в рот
в) в пролив

2. Продолжи строчку из стихотворения «Баиньки, баиньки, прискакали...».

а) белочки
б) девочки
в) заиньки

3. На каком транспорте поехали дети из стихотворения «Поиграем!», когда доехали на машине до реки?

а) на водном мотоцикле
б) на катамаране
в) на пароходе

4. Продолжи строчку из стихотворения «Десять птичек — стайка»:
«Ну, а это...
Птички-птички по домам!»

а) серый стриж
б) злой орлан
в) черный чиж

5. Продолжи строчку: «Динь-дон, дин-дон, в переулке ходит...».

а) сон
б) конь
в) слон

6. Что должны варить кастрюли в стихотворении, первые строчки которого звучат так:
«Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите...»?

а) суп
б) кашу
в) компот

7. К кому придут в гости дети, посадившие зернышко?

а) к бабушке
б) к Деду Морозу
в) к солнышку

8. Для чего Егорка принес ведро воды?

а) чтобы искупаться
б) чтобы полить огород
в) чтобы вымыть пол

9. О ком идет речь в стихотворении, в котором есть такие строчки:
«Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде...»?

а) о Лунтике
б) о лягушке
в) о рыбке

10. Вставь недостающее слово:
«А под снегом спит...
Тише, тише, не шуметь!»

а) Дед Мороз
б) медведь
в) бабочка

Ведущий 1. В заключение мы предлагаем посмотреть мультфильм на стихи Ирины Токмаковой.