"Добрый сказочник"

Добрый сказочник

Беседа-знакомство с творчеством К. Д Ушинского, посвященная 190-летнему юбилею писателя для детей с 1 по 5 класс.

Цель: познакомить с биографией, на примере произведений писателя раскрыть лучшие качества человеческой души: терпение, умение слушать и сопереживать, быть добрым и справедливым, смелым и сильным.

Слайд 1. Добрый сказочник

Ведущий 1.

     Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"
     Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.
 

Слайд 2. Гимназия     

 

Ведущий 2.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 190 лет назад, в 1824 году.
     Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.
     Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".
     Но директор гимназии И.Ф.Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

 

Слайд 3. Родители.

 

Ведущий 1.

Его родители были небогатые люди. Отец К. Д. Ушинского

Дмитрий Григорьевич Ушинский  происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса. Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист)  сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

 

Слайд 4. Университет.

 

Ведущий 2.
     После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

 

Слайд 5. Работа в Ярославле.
     

Сначала он работал в Ярославле. Летом 1851 года Константин Дмитриевич Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии.

 

Слайд 6. Женитьба.

 

Здесь он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко.

 

Слайд 7. Гатчинский сиротский дом.

 

Через некоторое время его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.
     Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.
 

Слайд 8. Смольный институт     

 

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели в 1859 году и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.
     Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.
     И так во всех школах.
 

Ведущий 1.   

 Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
     И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

 

Слайд 9. Учебники
     И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".
    "Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
     В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.
     Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.
     Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.
     

Ведущий 2.

Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги. 
     Среди этих песенок было и вот эта:

                Дети, в школу собирайтесь!
                Петушок пропел давно!
                Попроворней одевайтесь!
                Смотрит солнышко в окно.

     Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.
     А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.
     В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.
   

Слайд 10

 

Ведущий 1. 

К сожалению, он прожил недолгую жизнь – всего 46 лет, умер в 1871 году. В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию.

Летом 1870 года он лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма, собирался заехать к Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но из-за болезни и большой отдаленности села от железнодорожной станции Благодатной не смог. Прибыв на хутор Богданку, узнал о трагической смерти старшего сына Павлуши. Найдя в себе силы перебороть постигшее его горе, он перевез свою семью в Киев, купив домик по ул. Тарасовской, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. Но в дороге простудился, заболел и остановился в    г. Одессе, где и умер 3 января 1871 года.

 

Слайд 11.

 

Ведущий 2.

Но Ушинский навсегда останется в памяти народа. Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.
     И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.

 

Слайд 12.

 

Ведущий 1.

А сейчас мы хотим познакомить вас с творчеством писателя Ушинского.

 

Слайд 13.14. Чтение рассказа «Умей обождать»

 

Слайд 15. 16. Чтение рассказа «Как аукнется, так и откликнется»

 

Слайд 16. 18. Чтение рассказа «Васька и мышки»

 

Слайд 19. 20. Чтение рассказа «Петушок с семьей»

 

Слайд 21. 22. Чтение рассказа «Гусь и журавль»

 

Слайд 23. 24. Чтение рассказа «Гуси»

 

А сейчас я предлагаю вам угадать название произведения  по картинке.

 

Слайд 25. Бишка

Слайд 26. Бодливая корова

Слайд 27. Васька

Слайд 28. Ворона и рак

Слайд 29. Гуси

Слайд 30. Два козлика

Слайд 31. Два плуга

Слайд 32. Дети в роще

Слайд 33. Жалобы зайки

Слайд 34.Слепая лошадь

Слайд 35. Лес и ручей.

Слайд 36. Лиса и гуси.

Слайд 37. Лиса Патрикеевна

Слайд 38. Плутишка кот

Слайд 39.Проказы старухи зимы

Слайд 40. Пчелка на разведках

Слайд 41. Сумка почтальона

Слайд 42 Утренние лучи

Слайд 43. Четыре желания

Слайд 44. Чужое яичко.

Подведение итогов. Просмотр мультфильма. Чтение диафильма.