"Книжкины именины"

Книжкины именины

 

Праздник закрытия недели детской книги.

 

Ведущий 1.

Дорогие ребята, вот и подошла к концу наша книжкина неделя. Я думаю, что вы все любите книги, будете продолжать ходить в библиотеку, читать и быть нашими активными помощниками и сегодня будете активно участвовать  в нашем празднике.

 

Дети выходят и читают стихи.

1.   Мы дружны с печатным словом,      

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего!

2.   Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг.

3.   Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых новостей?

4.   Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

5.   Нет твоей любимой книжки –

«Чиполлино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

  1. Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

  1. От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

  1. Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

  1. Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

  1. И она в любые страны

Через все века пройдёт,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

  1. Слава нашей книге детской,

Переплывшей все моря!

И особенно российской –

Начиная с Букваря!

 

Ведущий 2.

Неделя детской книги отмечается в нашей около 70-ти лет. Немалый срок, если призадуматься! История этого праздника уходит в военный сорок третий, когда под сводами Колонного зала Дома Союзов звенели ребячьи голоса. Да, когда-то под этот праздник отдавался Колонный зал Дома Союзов и, словно на новогодней елке, персонажи сказок всех народов, детские писатели и юные читатели, образовывали широкий круг, символизировавший истинность утверждения о самой читающей стране в мире. На фронтах Великой Отечественной разворачивались ожесточенные сражения. Фашиста уже далеко   отогнали от Москвы, но до Победы еще предстояло пройти нелегкий путь.

Кругом было холодно, голодно, и мало радостей выпадало на долю   ребятишек  в  те суровые дни.

Вдруг по Москве прокатился слух о том, что в Колонном зале Дома Союзов состоится день детской книги, куда придут знаменитые писатели, поэты и художники

В городе – Неделя книги!

Прозвучало как сигнал.

Стал огромный город мигом

Как один читальный зал! 

                                               Сенатович О.

 

Нарядный зал Дома Союзов был переполнен детишками из разных уголков Москвы. В Колонный зал Дома союзов к московским школьникам  пришли С. Маршак, К. Чуковский, Л. Кассиль, А. Барто, М. Прилежаева, З. Воскресенская, С. Михалков (некоторые специально приехали с фронта!). Открывал первый праздник писатель Лев Кассиль – главный инициатор и душа книжкиных именин... Благодарные читатели жадно внимали каждому слову любимых авторов: К.Чуковского, С.Маршака, А.Фадеева, А.Барто, С.Михалкова. Они рассказывали девчонкам и мальчишкам, чьи отцы и братья сражались с врагом, как рождается книга. А потом читали стихи, беседовали. Состоялся большой разговор о книге, чтении и о жизни.  И каждому ребёнку, кто пришел в Колонный зал дома Союзов подарили по книге. Тоненькую, отпечатанную на серой бумаге книгу, дети уносили как боевой паек, который надо сберечь и растянуть на много дней. Книга согревала, добавляла света, вселяла силы. Идея и реализация первого праздника «Неделя детской книги» - дала импульс к изданию тех произведений, которые хотели читать дети. И писателям и издателям стало понятно, что эта первая встреча имеет большое будущее. С 1943 по 1945 год в стране было издано около полутора тысяч наименований книг для детей, в том числе прозаические произведения Леонида Пантелеева «Честное слово», Вениамина Каверина «Два капитана», Валентина Катаева «Сын полка». Книги, представленные вашему взору, читали в годы Великой Отечественной войны. Они помогли детям выжить в суровые дни бомбёжек и голода.  Как писал Николай Браун, книги согревали в стужу "сильнее всех печей, что есть на свете".

Один раз, за всю историю  «Неделя», проводилась не весной, а осенью. И было это в 1945 г. За неделю в Колонном зале Дома Союзов на встречах с писателями побывало 30 тысяч юных москвичей. 7 октября 1945 г. в Колонный зал пришли М. Пришвин, С. Маршак, А. Барто, К. Паустовский, В. Инбер, С. Михалков, художники Е. Рачев, А. Ермолаев…Вместе с юными читателями они почтили память писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной. А потом читали стихи. Фотографировались на память. На одной фотографии из архива участника этого события надпись: «Это было 17 октября 1945 г., где писатели и читатели проводили  Неделю детской книги… смотрите и поучайтесь. Всегда бы так…». И подпись: Лев Кассиль. С конца 50–х гг. «Книжкину Неделю» или «Книжкины именины» стали справлять широко по всему необъятному Советскому Союзу

Подключились средства массовой информации – газеты, журналы, радио и ТВ. Столицей «Недели» каждый год становилась одна из столиц Союзных Республик, а «Неделя» стала Всесоюзной. Но официальное открытие каждой Недели всегда начиналось в Москве – в Колонном зале Дома Союзов. В очередную Столицу «Недели» приезжали детские писатели из Москвы и всех союзных республик. Собиралось до 50 детских писателей, по 2-3 лучших представителя от каждой республики. После проведения основных мероприятий в столице, писательские делегации разбивались  на творческие группы и этот  «писательский десант»  забрасывался во все районы республики, где проходили встречи с читателями в школах и библиотеках, Дворцах пионеров и на стадионах.

Многие библиотеки немного раздвинули традиционные рамки Недели, включив в нее и 21 марта, и 1–2 апреля. Дело в том, что 21 марта – Международный день детской поэзии “Веселая уточка”. Самое время поговорить о поэтах и переводчиках. И тут есть кого вспомнить: благодаря переводческому таланту Маршака, Чуковского, Заходера, Токмаковой, Кружкова стали такими родными английские, шотландские, ирландские народные стихи, песни и баллады. Первое же апреля для библиотеки день особый,  ведь 1 апреля – день рождения Корнея Ивановича Чуковского, независимо от того, юбилей это или нет”. А второго апреля, в день рождения Х.К.Андерсена, отмечается Международный день детской книги. В этот день в некоторых библиотеках проходят выставки книг детских писателей и художников, награжденных Андерсеновской медалью. Вот и получается, что наша Неделя обрамляется двумя международными детскими литературными праздниками. Родившись в Москве, Неделя детской книги стала достоянием всей страны. Эстафету праздника подхватили города, села, республики. Неделя детской книги проходила в каждом городе советского государства. И вот уже около 70-ти лет, она является главным праздником детского чтения в нашем государстве.

 

Ведущий1.

А сейчас  мы проведём игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

 

Правила игры

  • В игре принимают участие 4 команды. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить ещё 1 балл.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий 2.

 Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

 

Слайд 1.

Задание 1: Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ворон)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

(Петух)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

(Сова)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

(Орел)

Ведущий 1.

Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

 

Слайд 2. Животные

 

Задание 2.

Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

(Волк)

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц.

(Кот, кошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

(Конь)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.     Игру покидает команда №…..

 

Игра со зрителями: «Дополни имя»

 

Ведущий 2.

-Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас я буду говорить одну часть имени, а вы - вторую.

Кощей... (Бессмертный), Елена... (Прекрасная), Иван... (царевич), Василиса... (Премудрая), Спящая... (красавица), Мальчик-с... (пальчик), Финист... (Ясный Со¬кол), Змей... (Горыныч), Крошечка... (Хаврошечка), Никита... (кожемяка), Конек... (Горбунок), Заяц... (хвастун).

2 тур

 Ведущий 1. 

Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках. 
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, 
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

 

Слайд 3. Персонажи сказок

 

Задание 1:  Перед вами 3 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Слайд 4. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Задание 2:  

 

Ведущий 2.

Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

 

Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

 

Слайд 5. Иллюстрации к сказкам Пушкина.

 

Задание 3: Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шамаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий 1. 

А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина.

1.   Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

  1. Серебро. 
    2. Железо.
    3. Платина. 
    4. Золото.

Слайд 6.

(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…)

2.   Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1. Быть столбовой дворянкой. 
2. Быть владычицей морской.
3. Быть вольной царицей. 
4. Новое корыто.

Слайд 7.

3.   Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
1. Ложь.

2. Урок.
3. Намек. 
4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.) 

Слайд  8.

4.   Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
1. Горюшко ты моё. 
2. Пустая твоя голова.
3. Дурачина ты, простофиля. 
4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Слайд 9.

 

Задание 5:

 

Слайд 10.

Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.  Из игры выбывает команда № …

 

3 тур

Ведущий 2.

Блиц-опрос.

Вопросы задаются по очереди каждой команде, на обдумывание 2-3 секунды:
1. Лучший в мире крокодил. (Гена.)
2. Сколько козлят у многодетной козы? (Семеро.)
3. Гордость Варвары-красы. (Коса.)
4. Самая известная курочка. (Ряба.)
5. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)
6. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
7. Крокодиловая река в Африке. (Лимпопо.)
8. Сказочная скатерть. (Самобранка.)
9. Назовите братьев - Чук и... (Гек).
10. Снежная баба в детстве. (Снегурочка.)
11. Дедушка - любитель зайцев. (Мазай.)
12. Главный атрибут Дуремара. (Сачок.)
13. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)
14. Итальянский прообраз папы Карло. (Джузеппе.)
15. Воздыхатель Мальвины. (Пьеро.)
16. Кто разморозил сердце Кая? (Герда.)
17. Девочка, которая растаяла весной. (Снегурочка.)
18. Былинный богатырь из города Мурома. (Илья.)

19. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?

20. Какого роста была Дюймовочка?
21. Какие волшебные предметы есть в русских сказках?' (Шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)
22. Где жили старик со старухой из сказки А. Пушкина? (у самого синего моря)
23. На чем передвигаются сказочные герои? (Ступа, метла, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, летучий корабль)
24. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах)

 

Дополнительный тур, если количество очков совпадёт.

ПОСЛОВИЦА (слайд 11)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).