"Барды России"

Барды России

Мультимедийный рассказ

Слайд 1. Название мероприятия.

Ведущий 1.

Зарыты в нашу память на века -
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец глубока:
Попробуй заглянуть- наверняка
Лицо - и то – неясно отразится.

Слайд 2. Бард – певец и поэт.

Ведущий 2.

Есть древнее, красивое своей странностью, слово “бард”. У древних племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил.

В нашей стране движение бардовской песни началось в 50-60 годы 20 столетия. В России принято считать началом появления бардовской песни творчество Вертинского, золотой серединой - творчество Высоцкого.

Истоками бардовской песни являются городские романсы, фольклор Франции – Шансонье. Поэзия молодых в нашей стране столкнулась с непредусмотренной трудностью: сложно писать, когда все под запретом, когда ничего нельзя. А они писали, они творили, они приносили людям радость. Именно о них Высоцкий сказал:

Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.

Слайд 3. Вертинский.

Ведущий 1.

А. Вертинский - первый бард России, род. (1889-1957) в Киеве, рано осиротел, происходит из рода Гоголя - Яновских- дворянин. Потомок Гоголя. Плохо учится в школе, несколько раз выгонялся из школы. Юность – студенчество -тернистый путь. В 1916 году - первый артист России: “Шаляпин в театре”. Призван в армию, работает в санитарных поездах. В 1917 году пишет песню: “То, что я должен сказать” (на смерть юнкерам). После выступления с этой песней его вызвали в ЦК.

- Почему написал?

- Я им сочувствую.

- Запрещаем! Надо будет и дышать запретим!

В дальнейшем бежит в Крым. Его не воспринимали до момента выхода на эстраду. Вертинский покинул Россию в 1921 году, был в Турции, Париже. В Париже прожил несколько лет, затем переезд в США - выступления перед изысканной публикой. Шаляпин подарил ему книгу с надписью: “Сказителю земли русской от странника Федора”. Огромное желание вернуться на Родину. Март 1943 года, Вертинский пишет письмо Молотову о разрешении жить в России. Возвращался в Москву с Востока с концертами по всей стране. Запрещенный певец. “На ребрах” попадали его песни в Россию. В месяц давал по 25 концертов. Скончался в Ленинграде, когда был на гастролях. Похоронили рядом с Шаляпиным в Москве на Новодевичьем кладбище.

Слайд 4. Моя Звезда клип. http://www.youtube.com/watch?v=TlYuTGc8bhs

Слайд 5. Александр Галич.

Ведущий 2.

Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье. После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского. Но Литературный институт бросил. Через три года Галич оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В феврале 1940-го года студия дебютировала спектаклем “Город на заре”, авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.  В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — “Вас вызывает Таймыр” (в соавторстве с К. Исаевым), “Пути, которые мы выбираем”, “Под счастливой звездой”, “Походный марш”, “За час до рассвета”, “Пароход зовут „Орлёнок“”, “Много ли человеку надо”, а также сценарии фильмов “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “На семи ветрах”, “Дайте жалобную книгу”, “Третья молодость”, “Бегущая по волнам”.

С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который, с появлением магнитофонов, приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое направление.  В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1969 г. в издательстве “Посев” вышла книга его песен. В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня “От беды моей пустяковой”), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства (он — привыкший к достатку и комфорту). Его не принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из своей библиотеки, потом стал подрабатывать “литературным негром” - подправлять чужие сценарии. Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции “Свобода”. Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует также версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучила ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай.

Слайд 6. Молчание золото http://www.youtube.com/watch?v=1L0C9aX6_wQ

Слайд 7.Когда я вернусь http://www.youtube.com/watch?v=z-3PkazoFjc

Слайд 8. Булат Окуджава.

Ведущий 1.

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 - июнь 1997 г.) “Отец - грузин, мать - армянка, а сам я - москвич” - говорил о себе Булат Шалвович.

В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском, не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве “Молодая гвардия”, заведовал отделом поэзии в “Литературной газете”. Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название “авторская песня”. Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам.    

Слайд 9 «Ваше благородие, госпожа удача». http://www.youtube.com/watch?v=Id9iif6PK0w

Слайд 10. «Бери шинель, пошли домой». http://www.youtube.com/watch?v=Z5kQUYG1Vg8

Слайд 11. В. С. Высоцкий.

Ведущий 2.

Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась." Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром.  Однако,  в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова. Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". "Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."..25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию..."Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти,  питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Слайд 12. Он не вернулся из боя. http://www.youtube.com/watch?v=A8wNPL_eSkE

Слайд 13. Песня о друге. http://www.youtube.com/watch?v=oj1lVGKZRAo

Слайд 14 Дольский А. А.

Ведущий 1.

Алекса́ндр Алекса́ндрович До́льский (род. 7 июня 1938,Свердловск) — поэтгитариставтор-исполнительзаслуженный артист России. Член Союза драматургов.

После школы работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Уралэлектроаппарат» (19561957). Окончил строительный факультет Уральского политехнического института в 1963 году, аспирантуру на инженерно-экономическом факультете и музыкальное училище по классу гитары (1963). В 50-е годы стал лауреатом первого послевоенного конкурса артистов эстрады как гитарист (2-е место).

В 1975 году переехал в Ленинград. Работал в НИИ градостроительства, с осени 1979 года был актёром Ленинградского театра миниатюр, через год стал солистом эстрады. Победитель 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Песни начал писать ещё в школе (с 1949 года) на свои стихи. Написал песни к фильмам «Старший сын» и«Трактир на Пятницкой». Снялся в х/ф киностудии «Ленфильм»: «Когда святые маршируют» и «Новая Шахерезада», а также в фильме «Игра с неизвестным». Есть песни на стихи французских, английских, американских и российских поэтов. Хобби — живопись.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Фирмой «Мелодия» выпущено 12 дисков с его песнями. Такие как «Старинные часы», «Звезда на ладони» и другие.

С 1996 года вышли 10 компакт-дисков со старыми и новыми песнями: «Старинные часы», «Государство синих глаз», «Прощай, XX век» и другие. Он является Заслуженным артистом России (1989), Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2002)

Слайд  15. «Мне звезда упала на ладошку». http://www.youtube.com/watch?v=OvdmpYbGrKQ

Слайд 16. «Господа офицеры». http://www.youtube.com/watch?v=y2sOxXbZBmg

Слайд 17. Александр Городницкий.

Ведущий 2.

Александр Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде в еврейской семье служащих Моисея Афроимовича и Рахили Моисеевны Городницких. С сентября 1941 года по апрель 1942 года находился в блокадном Ленинграде.

В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова, который окончил в 1957 году по специальности «геофизика». Участвовал в работе институтского литобъединения под руководством Глеба Семёнова. В 1959 году Городницкий начал работать в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР.

В 1957—1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии работал в северо-западной части Сибирской платформы, в ТуруханскомИгаркинском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд. Был одним из первооткрывателей Игаркинского медно-никелевого поля (1962).

В 1972 году перевёлся в Москву, в Институт океанологии имени П. П. Ширшова Академии наук СССР, где до 1985 года работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит. С 1985 года руководит лабораторией геомагнитных исследований. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов, в том числе — на паруснике «Крузенштерн», в различные районы Мирового океана. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды, был в составе экипажа первого глубоководного погружения аппарата «Аргус» в районе пролива Гибралтар. В 1982 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». В 1991 году получил звание профессора по специальности «геология морей и океанов». Городницкий опубликовал более 260 научных работ, в том числе 8 монографий, посвящённых геологии и геофизике океанического дна.

Стихи Александр Городницкий начал писать ещё в школе (1947), его первые поэтические публикации датируются 1948 годом. Первые песни появились в 1953 году («Вальс геофизиков» и др.). Долгое время они распространялись способом «магнитофониздата», в магнитофонных записях, зачастую — в чужом исполнении.

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на английский, болгарский, иврит, испанский, немецкий, польский, французский, чешский и другие языки мира. Он постоянный участник передач на радио и телевидении, многих статей в газетах и журналах. Активный участник концертов, фестивалей, в том числе и в других странах. Его песни поют многие авторы и исполнителями. Они публикуются в огромном количестве сборников песен и поэзии, как российских, так и зарубежных, записаны на различных носителях звуковой и видео информации. Он является президентом ассоциации российских бардов. Наиболее известные песни «Снег», «Атланты» и другие.

Слайд 18 «Снег». http://www.youtube.com/watch?v=KnEnu_4yISI

Слайд 19. «Атланты». http://www.youtube.com/watch?v=aj3XnrmhsCY

Слайд 20 . Юрий Визбор.

Ведущий 1.

Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор советский автор-исполнитель песен (бард), киноактёр, журналист, прозаик, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более чем 300 песен. Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве, в семье командира Красной Армии. Вот фрагмент автобиографии Юрия Визбора:

«Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя, к тому времени, матушка Мария Шевченко, привезённая в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию, Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)»…

В 1937 году отец Юрия был репрессирован (в 1958 году он был посмертно реабилитирован). В 1941 году семья переехала на Сретенку, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда.

Из автобиографии:

В четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием:

Сегодня я тоскую по любимой,
Я вспоминаю счастье прежних дней.
Они как тучки пронеслися мимо,
Но снова страсть горит в груди моей.

Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке. Состоялось расследование насчёт «прежних дней». На следующий день на своём столе я обнаружил «случайно» забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Всё-таки матушка была прежде всего врачом.

О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. С девятого класса я повадился ходить в аэроклуб, летал на По-2 и Як-18.

Впоследствии многие произведения он посвятит футболу и «небу».

В 1951 Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

«Мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп») уговорил меня просто приехать и посмотреть это «офигительное» здание. Мы приехали на Пироговку, и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию — там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу, и я ему сказал: «Поступаем».

— из автобиографии Ю. Визбора.

В это время в МГПИ учились Юрий РяшенцевЮлий КимАда ЯкушеваПётр ФоменкоЮрий Коваль.

В том же году Визбор, согласно имеющимся сведениям, сочинил свою первую песню «Мадагаскар». В начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской песни и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра. К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ:

Много впереди путей-дорог
И уходит поезд на восток.
Светлые года
Будем мы всегда
Вспоминать.

Много впереди хороших встреч,
Но мы будем помнить и беречь
Новогодний зал,
Милые глаза,
Институт.

В 1955 Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература», с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область). В октябре того же года был призван в ряды Советской Армии. Проходил срочную службу в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне: Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа. К теме Кандалакши Ю. Визбор возвращался и в более поздние годы («Ах, как мы шли по Кандалакше, была дорога нелегка…»)

В октябре 1957 демобилизовался из армии в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1958 Визбор женится на А. Якушевой, у них рождается дочь Татьяна. Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сначала в Москве, а затем и по всей стране.

В 1962 принял участие в создании радиостанции «Юность».

В 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа: в первом номере журнала «Кругозор» публикуется первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр».

Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на КавказПамир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.

Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов. Не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году, снявшись в фильме М. Хуциева «Июльский дождь». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. Тем не менее, для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным, и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала одной из его главных удач. В фильме Визбор исполнил три песни — «Простите пехоте» Б.Окуджавы, «Обеденный перерыв» Е. Клячкина и собственную «Спокойно, дружище, спокойно».

В дальнейшем Визбор довольно регулярно снимался в кино, отметившись в таких знаковых для 1960-70-х гг. фильмах, как «Красная палатка», «Начало», «Дневник директора школы». Особенно удачной стала главная роль в фильме Л.Шепитько «Ты и я», где он сыграл в паре с Аллой Демидовой. Также примечательна его роль в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). Редкое обаяние позволяло актёру делать запоминающимися даже маленькие эпизоды.

Несколько особняком стоит в актёрской карьере Визбора роль рейхсляйтера Мартина Бормана в многосерийном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны». Она нехарактерна для Визбора, к тому же, вопреки обыкновению, озвучена не самим актёром. Однако именно она стала «визитной карточкой» Визбора-актёра и остаётся ею до сих пор.

В марте 1984 года Визбор пишет свою последнюю песню — «Цейская». Всего за 33 года им написано более 300 песен, и более пятидесяти его стихотворений положено на музыку другими композиторами.

С апреля 1984 года тяжело болен раком печени17 сентября 1984 Визбор скончался в Москве. Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

Слайд 21. «Ты у меня одна». http://www.youtube.com/watch?v=B2LjyeE052g

Слайд 22. «Милая моя». http://www.youtube.com/watch?v=OeIAuMllbgY

Слайд 23.  Олег Митяев.

Ведущий 2.

Родился в семье рабочего Челябинского трубопрокатного завода. Мать — домохозяйка. В 1963 г. поступил в городскую начальную школу № 59. В 1967 г. перешёл в городскую среднюю школу № 55. В 1969 г. перешёл в городскую среднюю школу № 68 Ленинского района г. Челябинска. В1971 г. поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий». С 1975 по 1977 гг. служил на флоте. В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончил с отличием