21:19
200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова

   15 октября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта. Читательница нашей библиотеки изучила много книг о поэте. Предлагаем вам её отзыв.

Личность, судьба, характер.

(М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников).

      Лермонтов. Знакомое и родное имя для каждого русского человека. Его имя стоит рядом с именем великого Пушкина. Но если жизнь Пушкина хорошо знакома каждому школьнику, судьба Лермонтова таит множество загадок, не разгаданных до сегодняшнего дня. Он прожил неполных 27 лет: учился, служил, воевал, оставил россыпь удивительных стихов и роман о герое своего времени. И погиб по причине, которую понять и признать невозможно, а его бывший однокашник Мартынов так до конца жизни и не сказал никому, почему он застрелил Лермонтова, отказавшегося стрелять в бывшего приятеля.

       Многое темно и неясно в жизни поэта. Почему он, гвардейский офицер, наследник всего огромного состояния бабушки, так рано сознавал, что жизнь его так рано оборвётся, почету так трагичны мотивы его юношеских стихов? В 1840 году, за год до роковой дуэли, он пишет стихотворение «Благодарность». Поэт зовёт смерть как утешение, как награду за все пережитые страдания.

        За всё тебя благодарю:

        За тайные мучения страстей,

        За горечь слёз, отраву поцелуя,

        За месть врагов и клевету друзей,

        За жар души, растраченный в пустыне.

        За всё, чем я обманут в жизни был…

        Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

        Недолго я ещё тебя благодарил.

    Скорее всего истоки трагического мироощущения Лермонтова таятся в его семье. Непримиримые столкновения между матерью, отцом и бабушкой были известны ему.

         Я сын страданья. Мой отец

         Не знал покоя по конец.

       В слезах угасла мать моя,

       От них остался только я,

       Ненужный член в пиру людском,

       Младая ветвь на пне сухом.

   Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из рода Столыпиных. Все они отличались твёрдым характером, независимостью, властолюбием, высокомерием. Конечно Елизавета Алексеевна была недовольна выбором её единственной семнадцатилетней дочери Маши. Её сердце покорил отставной майор, сосед, небогатый помещик, высокий, статный красавец Юрий Петрович Лермонтов. Но любовная страсть быстро прошла. Юрий Петрович любил общество, внимание хорошеньких женщин, а Мария Михайловна после рождения сына была слаба, избегала развлечений. Юрий Петрович был самолюбив и вспыльчив и на упрёки жены в неверности однажды даже ударил  по лицу. Мише было около трёх лет, когда его мать угасла: чахотку тогда не умели лечить. Бабушка выдворила зятя из Тархан, и он в дальнейшем жил в своей деревеньке Кропотово в своём имении. Лермонтов хотел забрать сына и воспитывать его сам, но для бабушки Мишель стал единственным утешением, и она поставила условие зятю: она запишет всё своё имущество на внука только в том случае, если будет воспитывать его сама. Отец уступил и впоследствии не раз при встречах объяснял сыну причину своего решения. Михаил Юрьевич никогда не питал дурных чувств к отцу. В 1831 году Юрий Петрович умер, Лермонтов написал тогда знаменитые строчки: »Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть». 

       В характере будущего поэта самым причудливым образом преломились черты характера как рода Столыпиных, так и Лермонтова. М. Е. Меликов, знавший его в детстве, вспоминает: «…приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти производили чарующее впечатление, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Маленький Миша Лермонтов рисуется мне не иначе, как с нагайкой в руке, властным руководителем наших забав, болезненно-самолюбивым, экзальтированным ребёнком».

       Как известно, бабушка не жалела ни денег, ни душевных сил на воспитание обожаемого Мишеля. В семье Столыпиных высоко ценили искусство, в частности, музыку. В этих традициях воспитывали и будущего поэта. Его одарённость и восприимчивость ко всему прекрасному стали проявляться очень рано.  «Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала»,- скажет он впоследствии. Эта способность не только видеть, но и творить прекрасное поэтическим словом, живописным рисунком определила его судьбу художника милостью божьей.

       Раннее духовное развитие Лермонтова – подростка сказалось и на его отношении к женщине. Нешуточная буря страстей бушевала в душе пятнадцатилетнего мальчика. Любовные страсти, их сила и скоротечность – это особенность и старших членов семьи Столыпиных – Арсеньевых. Его бабушка в девичестве была страстно влюблена в своего будущего мужа Михаила Арсеньева. Но сразу после рождения Маши Арсеньев охладел к жене, полюбил другую  женщину, а когда та вернулась к мужу, Михаил Арсеньев покончил с собой в своём доме на новогоднем балу 1810 года. «Собаке собачья смерть!» - скажет о нём «любящая» супруга. Та же история страсти и скорого разочарования произошла и с родителями Лермонтова, что послужило причиной столь ранней смерти матери.

         Об отношениях поэта с женщинами написано достаточно много: разгадана загадка Н. Ф. И., установлены адресаты и других любовных посланий. Но, пожалуй, самой показательной с точки зрения личности Лермонтова стала история его отношений с Екатериной Сушковой, заполнившая целых пять лет недолгой жизни поэта. Началась она летом 1830 года в Тарханах и Середникове, где жили родственники бабушки. Сушкова была старше Мишеля, её откровенно забавляла влюблённость пятнадцатилетнего мальчика, но Лермонтов всерьёз ждал ответа на свои чувства. Достаточно вспомнить стихотворение «Нищий».

           Так я молил твоей любви

            С слезами горькими, с тоскою,

        Так чувства лучшие мои

         Обмануты навек тобою.

  Или другое стихотворение:

        Зови надежду – сновиденьем,

        Неправду – истиной зови,

        Не верь хвалам и увереньям,

         Лишь верь одной моей любви!

        Такой любви нельзя не верить.

         Мой взор не скроет ничего,

         С тобою грех мне лицемерить –

         Ты слишком ангел для того!

     Прошло четыре года – и вот новая встреча в Петербурге на балу. Лермонтов был очень обрадован, а Сушкова видела, что он почти не переменился: «…возмужал, но не вырос и не похорошел, всё такой же неловкий и неуклюжий…». Да к тому же сердце её было отдано другому человеку, встречу с которым она ожидала. Но напор страсти теперь уже взрослого Лермонтова не мог не волновать девушку. Лермонтов бывал в их доме, постоянно искал встреч, говорил о своей любви стихами и прозой. Духовное богатство его личности, обаяние, остроумие – всё было положено к ногам Екатерины. Спустя много лет, Сушкова искренне рассказала о переживаниях той поры: «Я провела ужасные две недели между двумя этими страстями (Дмитрия Лопухина и Лермонтова). Лопухин трогал меня своею преданностью, покорностью, смирением… Лермонтов же поработил меня совершенно своей взыскательностью, своими капризами, он не молил, но требовал любви, он не преклонялся, как Лопухов, перед моей волей, но налагал на меня свои тяжкие оковы, говорил, что не понимает ревности, но беспрестанно терзал меня сомнением и насмешками». И этот час наступил: Екатерина сделала свой выбор. Она призналась, что любит его больше жизни, больше, чем любила свою мать и поклялась в неизменной верности. Но счастье было недолгим: всё реже заезжал Лермонтов с визитом, всё чаще на балах заговаривал о своём дурном характере, а однажды на вопрос «за что же он сердится и избегает встреч» ответил: «Я ничего не имею против Вас, что прошло, того не воротишь, да я ничего уже и не требую, словом, я Вас больше не люблю, да, кажется, никогда и не любил!». Победа была одержана, самолюбие торжествовало – а страсть прошла – такова была натура Лермонтова. Может быть, права В. П. Ростопчина, писавшая Александру Дюма о Лермонтове: «…молодой человек с пылким умом и неограниченным честолюбием».

        После гибели Лермонтова почти на 30 лет установилось молчание, может быть по причине плохого отношения Николая Первого к поэту. Первые воспоминания появляются в семидесятые – восьмидесятые годы, когда свидетели тех событий состарились, поэтому так много неточностей и даже выдумок в их записках. Больше всего воспоминаний посвящено Пятигорску и роковой дуэли. Читая их, хочется понять, что предопределило этот поединок, и здесь важны записки офицеров юнкерской школы, сослуживцев Лермонтова. Кто же он, Николай Мартынов, его школьный приятель, поставивший «точку пули» в судьбе поэта?

      Прежде всего нужно сказать несколько слов о семье Николая Мартынова. Мартыновы – пензенские помещики, их родовое имение располагалось по соседству с имением Столыпиных. Мемуарист Ф. Ф. Вигель так характеризует эту семью: « …семейство это при многих похвальных качествах отличалось одним пороком – удивительным чванством. Мартыновы кичились своей родовитостью и подчёркивали свои верноподданнические чувства при каждом удобном случае». Лермонтов знал их семью и после переезда Мартыновых в Москву бывал в их доме. Сестра Николая по воспоминаниям была влюблена в Лермонтова. Утверждают, что она стала прототипом Мери в «Герое  нашего времени». Один из современников приводит другую версию, якобы сам Лермонтов говорил Мартынову, что Вера в романе «списана» с его сестры, чем вызвал ярость последнего. Судьба свела их в офицерской школе. Мартынов писал прозу и даже издавал вместе с Лермонтовым журнал «Школьная заря». Товарищи вспоминают о Мартынове как об очень самолюбивом человеке, он постоянно пытался доказать свою силу, выносливость, за это его даже прозвали «зверский человек». Очень холодно – Мартынов идёт на плац в одной рубашке, потом болеет, то скажет кому-то «ударь меня в грудь», ударят –опять болеет. Лермонтов постоянно дразнил его, отпускал шуточки, которые тут же подхватывали ребята. Кстати за это Лермонтова прозвали маёшка (клоун), но его эта кличка ничуть не раздражала. Мартынов встретился с Лермонтовым в Пятигорске. Шутки и поддразнивания продолжались. А. А. Муравьёв писал: « ОН (Лермонтов) пал от руки приятеля, который всячески хотел избежать дуэли, но был вынужден драться назойливостью самого Лермонтова, потому что он не давал ему нигде покоя своими шуточками».  Но это не совсем так, если судить по другим воспоминаниям современников. Смешное, несуразное, напускное всегда вызывало смех Лермонтова. Мрачная фигура Мартынова в черкесском костюме с длинным дагестанским кинжалом на поясе тут же стала предметом шуток, и Лермонтов прозвал старого приятеля «горец с большим кинжалом».

Это прозвище и стало поводом (но отнюдь не причиной, конечно) для дуэли.

14 июля в доме генерала Верзилина собралось общество. Лермонтов сидел рядом с хорошенькой младшей дочерью и развлекал её разговором. Вошёл Мартынов и Лермонтов пошутил: «Мадемуазель Эмилия, берегитесь, вот приближается свирепый горец».  Этой шутки было достаточно: Мартынов тут же вызвал Лермонтова на дуэль. Никто из офицеров не поверил в серьёзность будущего поединка, тем более, что Лермонтов сразу заявил секунданту Мартынова князю Васильчикову, что «в Мартышку стрелять не будет».  Пятигорское общество ждало очередного развлечения, уверенные в том, что противники помирятся и даже закупили вино и закуску, чтобы весело отужинать в конце. Все знали о предстоящей дуэли и утверждают, что некоторые собирались тайно на ней присутствовать. Вполне возможно, что Мартынов знал о возможных свидетелях. Не это ли побудило его спустить курок, не доходя положенных шагов до барьера. Но стоит ли удовлетворение дешёвого самолюбия жизни человека?

     Участники дуэли понесли довольно лёгкое наказание, но каждый год 15 июля Мартынов удалялся в монастырь замаливать совершённый грех. Бог может и простит Мартынова – не простили мы , многие поколения читателей и почитателей стихов Лермонтова.

       Мятущаяся, страстная душа Лермонтова не нашла покоя и гармонии на земле, она живёт в его стихах. В 1889 году в Пятигорске воздвигнут памятник поэту. Опекушин изобразил Лермонтова сидящим на обломке скалы, глаза задумчиво устремлены на «синие горы Кавказа», которые он так любил, шинель упала с плеча. Наверное, так и выглядит вечность: горы и «из пламя и света рождённое слово» поэта.   

Назарова В. Д.   

Просмотров: 472 | Добавил: Altair | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]